В традициях и культурах многих народов сложилось представление о необыкновенных свойствах волос. С ними связано большое количество обычаев, традиций, примет, есть и ограничения.
Беременные женщины предпочитали не стричь и не окрашивать волосы, чтобы не принести вреда ребенку.
Пожилые дамы могли собирать выпавшие волосы в платок белого цвета, его следовало захоронить вместе с ней, об этом должны были позаботиться дети.
Хорошо известен обычай, распространенный среди народов Средней Азии, когда невестка должна покрыть волосы платком перед тем как приготовить пищу и подать ее к столу.
Самой популярной и простой прической в Азии были косы. В 19-20 веках у каракалпакских девушек число кос варьировалось от четырёх до восьми. Эту прическу девушка не должна была менять до замужества и рождения ребенка. Можно было изменять лишь количество косичек.
И девушки и молодые женщины одну или две косы перекладывали на грудь, остальные же фиксировали на спине платком или куском материи. Под каждую косу крепились накосные украшения, которые имели разные формы. Такие приемом пользовались узбекские, казахские, туркменские, и таджикские девушки, и женщины.
Накосные украшения — важная часть женского образа у многочисленных народов. Во-первых, этот вид украшения помогает поддерживать прическу в порядке, во-вторых, транслирует социальный статус и,наконец, в-третьих, имеет сакральное значение. Бытовало мнение, что через волосы можно сглазить человека.
У народов Средней Азии были различные варианты накосных украшений и назывались они по-разному. Например, в в Узбекистане это были — пупак и найча.
После замужества женщины Узбекистана должны были покрывать волосы, чтобы беречь свое здоровье и даже концы волос, которые выглядывали из под головных уборов, принято было украшать подвесками.
Найча- один из видов таких украшений, который представляет собой две подвески-трубочки, через которые продевались искусственные или даже настоящие локоны, срезанные за ушами. Носились такие подвески на висках или за ушами.
Пупак - из чёрных шёлковых или хлопчатобумажных шнуров с длинными кистями на концах.
Концы шнуров могли быть украшены медальонами или бусинами.
Носили такое украшение непосредственно на волосах, прикрывая их открытую глазу часть. Шнурки крепились к поперечной ленте, а та в свою очередь к одежде.
Объединяющее все народы сакральное отношение к волосам, желание защитить их привели к массовому использование накосных украшений, ставших впоследствии неотъемлемой частью народного костюма.