Найти тему
ManGO! Games

Мышление, ориентированное на будущее

Видение – это сознательное, а не хаотичное движение
Видение – это сознательное, а не хаотичное движение

По статистике видение будущего есть только у 0,1% руководителей. Почему? Нужно ли оно? И что такое, это видение будущего?

Для успеха нужно мышление, ориентированное на будущее. Так считают эксперты по успеху и эффективности. Если задуматься, все логично: разве можно достичь нового, продолжая мыслить по-старому?

Среди огромного множества компаний (около 57 тысяч только публичных), всего 4% имеют выручку, превышающую миллиард долларов. Остальные не могут ее пересечь и даже гиганты постоянно рискуют потерять свои позиции. Что нужно учитывать, чтобы подняться на высокие показатели и не соскочить с занятых позиций?

Мышление должно быть гибким, оно постоянно должно меняться, мышление должно быть направлено в будущее, а не в прошлое или настоящее, в чем и заключается ошибка компаний, которые не могут удержаться на занятых позициях. Достигнув однажды успеха, они повторяют свои вчерашние рецепты, которые, возможно, нащупали случайно. Повторять нужно не найденные идеи, а способ их поиска, который привел к успешному решению. В конце концов, в этом суть лидерства, ведущего к эффективности и успеху.

Многие компании создаются вокруг идеи. При этом у многих лидеров нет четкого понимания, в чем ценность этой идеи для других людей. Они думают, что внедрение интересной идеи, на которую сделана ставка, принесет компании деньги, и этого для них достаточно, чтобы вести за собой людей, надеясь на успех.

Лидеры иногда говорят о миссии, целях, предназначении компании, но сами не понимают разницы между этими понятиями. При этом продолжают вести за собой людей. Это похоже на ситуацию, когда слепой ведет глухого. Если лидер не имеет убедительного видения, в чем это предназначение и зачем все это, сотрудники тоже не смогут до конца поверить в смысл происходящего. По сути, оно и не имеет смысла. Все это отражается на мотивации, результатах, устойчивости завоеванного успеха.

Тут можно и растеряться: что не так, что надо делать, в чем разница между видением, предназначением, целью, миссией и почему это так важно?

Есть очень удачное сравнение, которым мы хотели бы с вами поделиться.

Представьте, что вам нужно построить дом для своей семьи. Ваше предназначение в том, чтобы этот дом был построен. Но каким будет этот дом? Именно видение определяет, где он будет построен, как он будет выглядеть, насколько он будет большим, уютным, гостеприимным, защищенным. Каждая деталь создает характер будущего дома, делает его таким, чтобы становилось понятно, ЗАЧЕМ его нужно создавать.

Такая серьезная работа требует ресурсов, организации, планирования. Цели отвечают за то, что именно нужно сделать, чтобы дом, который мы представили, появился.

Миссия – это то, ЗАЧЕМ дом, какая от него польза, какую проблему он решает, что получит местное сообщество, когда дом будет готов.

Что же тогда предназначение? Это общее направление усилий, позволяющее создать максимальную ценность для клиентов. Можно сказать, что именно через предназначение лидер способен максимально раскрыть потенциал своей компании.

Что такое видение

Видение – ориентир для лидера, к которому он стремится, ставя цели и определяя приоритеты уже сегодня. Можно сказать также, что видение – это коллективное соглашение и командное решение о том, где участники соглашения хотят находиться в будущем и каким должно быть это будущее.

Можно заметить, что видение – это сознательное, а не хаотичное движение, это не путь слепого и не случайное блуждание. Вместе с тем, это не плоская местность с единственной линией – это многомерное пространство, которое по мере продвижения нужно исследовать, извлекая пользу для всех.

Откуда берутся великие лидеры? Они становятся такими благодаря великому видению. От видения зависит величие вашего успеха. Можно подумать, что видение – это результат договоренности, что оно возникает в результате консенсуса. Но лидерство не в том. Консенсус нужен, когда непонятно, куда идти. Лидер – не просто модератор, он ЗНАЕТ, куда двигаться, воодушевляет этим свою команду, делает свое видение коллективным достоянием.

Это помогает лидеру получить от участников процесса высокую вовлеченность в движении в одном выбранном направлении. Обратите внимание: не умение воодушевить какой-либо идеей характеризует эффективного лидера, а мощное видение будущего и умение заразить им других. То есть нужен талант воодушевить идеей, но во главе – сама идея, видение. Лидер знает, куда ведет, и прокладывает путь. Он знает, что должно быть в результате, и не боится трудностей в пути к этому результату.

Лидер берет на себя ответственность за этот путь, за результат пути, за то, как он рассчитал силы.

Собственно, за этим и идут к лидеру – он показывает другим видение будущего. У других его нет, нет сил и способностей его создать.