Мне задали вопрос, не знаю ли я такого фильма, где молодую музыкантшу нанимают присматривать за подростком, пока его родители в командировке. Сначала парень изводит нежную девицу, а потом становится ей другом и братом, готовым защищать от всех превратностей.
Конечно, знаю. Это – «Сдаётся квартира с ребёнком» (1978) и там не совсем наем «домомучительницы Фрекен Бок», но разрешение занимать жилплощадь (бесплатно) с маленьким условием – следить за питанием и воспитанием взрослого и довольно дурного, точнее - колючего пацана.
Нине Кораблёвой 23 года (Елена Фетисенко). Она - музыкальный руководитель в детском саду, прописана в Петушках, но работает в Москве, и ей нужна съёмная квартира за небольшие деньги, а тут ещё и даром! В нагрузку даётся Андрюша-семиклассник. Тот самый переходный возраст. Да, родители парня едут аж в Африку.
Вообще, как дочь выездной матери, я не поняла, как их выпустили обоих, учитывая, что остаётся несовершеннолетний ребёнок. Какой-то ляп сценариста Эдуарда Акопова (кстати, у него сценарии – отличные. Как-то: «Будьте моим мужем» (1981), «Человек с бульвара Капуцинов» (1987), «Друг» (1987)).
Но да ладно, это – искусство, и потому возможны допущения. Итак, странноватая и смешная девчонка пытается наладить контакт с подростком, бесящим учителей и напрягающим собственных родителей. Задача не для слабонервных.
Задача ребёночка – выжить «надзирательницу», как он её называет и тусоваться вволю, пока предки осуществляют техническое содействие странам третьего мира. Фантазия у этого Андрея Степанова – та ещё. Например, за завтраком просит винишко: «Как? Мне всегда родители наливали для понятия тонуса!»
Не является домой, изображает хулигана, подговаривает своего друга Воробьёва по кличке Птица участвовать в своём шапито. А тот – ни в какую. Если Степанов – сын респектабельных родителей (не мажор, но советский миддл-класс), то Птица – поротый отцом и «родом из народа».
Для него Нина – существо с другой, прекрасной планеты. Инфантильный Степанов считает Нину блаженной дурочкой, которая ещё и расчётлива, ибо вцепилась в бесплатную комнату, а Птица видит и честность, и доброту, и заботу.
Кстати, именно такие ребята – рано взрослеющие, из отстающих учеников – наиболее душевные, а если потом находят свой путь, становятся очень крутыми мужиками. Однако со временем и Степанов начинает проникаться и даже идёт с Ниной слушать Гайдна.
Да, в этом коротком фильме есть несколько сюжетных линий. Одна из них – любовь главгероя и первой красавицы их класса, очень глупой и скучной Наташи. Парень её выгоняет, когда «богиня» говорит гадости о внешности Нины и называет «Этюд» Черни – дурацкой музыкой.
Другая линия – это платоническая, неразделённая влюблённость Нины в своего однокурсника Витю. Его играет аж Виталий Соломин, хотя, ему на момент съёмок было сильно за 30, и такая ролька могла бы сгодиться какому-нибудь начинающему актёру.
Степанов кидается с кулаками на большого-и-взрослого Витю, узнав, что у того есть девушка. К Нине он приходит просто репетировать. Для неопытного, но чувствительного мальчишки это - нереальное потрясение, сродни предательству.
Есть также эпизодическая тема соседа, «старого холостяка» - так он значится в сценарии. Герой Николая Парфёнова слушает музыку своей молодости, приглашая бабушек разделить его досуг. В сценарии там несколько женщин элегантного возраста, в киноверсии – одна.
Интересно, что потом эта дама становится женой бывшего холостяка, появляясь с его собакой. Там смысл, что «Этюд» Черни плюс вечный гвалт у Степановых мешает Холостяку слушать ретро-танго и мечтать, воображая себя кавалером 1930-х годов.
Но вернёмся в квартиру Степановых! Ребёночек открывает своей бонне глаза на подонка Витю. Понятно, что делает это коряво, и Нина уходит, обиженная. Правда, она через Птицу узнаёт, что её подопечный жив-здоров и даже стал почти отличником.
Вообще, по идее такая Нина в жизни бы не кинула вверенный ей пост, но, повторюсь – сценарий не идеален. В конечном итоге ребята бегут встречать поезд Петушки-Москва, и фрекен Нина видит их в окно…
Да, зачем парни мёрзли, когда Степанов знал, в каком детском саду работает Нина? Несмотря на косяки повествования, это отличный, добрый фильм о том, что из любого колючего нахала можно слепить Человека, если взяться за дело не формально. Из циника - в романтики!
Zina KorZina (c)
- Ещё фильмы о подростках и юношестве 1970-х годов:
1. «Последний шанс» для сложного героя.
2. «Несовершеннолетние» - о юношеских бандах в СССР.
3. «Сто дней после детства» и пионеры-аристократы.
4. «Расписание на послезавтра» - ранимые циники и физмат-уклон.