Найти тему
ЭХ, ПРОКАЧУ!

«Чужие письма» - что не так с главной героиней?

Замечательная мелодрама «Чужие письма» (1975) менее знаменита, чем другие фильмы Ильи Авербаха – «Монолог» (1972) и «Фантазии Фарятьева» (1979), тем не менее, он отлично снят и его интересно анализировать. Перед нами – патологически эгоцентричная девушка Зина Бегункова, уверенная, что в мире есть только один значимый хомо-сапиенс – она сама. Остальные - шелуха и помехи в эфире.

Кадр из фильма «Чужие письма» (1975). Скриншот. Источник - YouTube.
Кадр из фильма «Чужие письма» (1975). Скриншот. Источник - YouTube.

Зина – красивая, жёсткая, волевая, хорошо учится (у неё списывают домашние задания, она даже в состоянии ступора нормально отвечает биологичке, Зина читает классику – не по программе, а для себя: «Анну Каренину», в отличие от «Войны и мира», не изучали в 9 классе). В общем, хорошенькая старшеклассница имеет все шансы быть лидером и «королевой школы». Но нет – Зина всем чужая. Её не любят.

Сторонятся. Зато она истерически жаждет любви и – глубокой, всеохватной привязанности. Привязанность в её картине мира должна быть крепкой – так, чтобы не разорвать. У Зины проблемы в семье и нам транслируют: девочка живёт с раной в сердце. Да. Но при этом её рану должны лечить все окружающие – особенно те, кого она выбрала в качестве «объекта».

Кадр из фильма «Чужие письма» (1975). Скриншот. Источник - YouTube.
Кадр из фильма «Чужие письма» (1975). Скриншот. Источник - YouTube.

Причём, юной страдалице вообще всё равно – к кому прилипнуть. Мы видим, как она дико бесится, что её брат женится и теперь не сможет дарить всё тепло одной сестрёнке. Потом Зина признаётся в любви мужчине старше себя лет на пятнадцать и с дико вращающимися глазами бежит к нему в объятия – тот с отвращением кидает девицу в прибрежную водичку.

Однако Зиночка быстро находит себе «вкусную» добычу, которая сама идёт навстречу. Увидев рыдающую ученицу, преподаватель Вера Ивановна позволяет своей подопечной жить в своём доме. И очень быстро понимает, что угодила в ловушку – Зиночка превращается в тирана и капризную собственницу. Она лезет в чужую жизнь (и в чужие письма!).

Кадр из фильма «Чужие письма» (1975). Скриншот. Источник - YouTube.
Кадр из фильма «Чужие письма» (1975). Скриншот. Источник - YouTube.

С воплями она диктует учительнице свою «волю», постепенно отвоёвывая всё больше личного пространства для своих манёвров. Чередует восторг и – гнев, рыдает и кидается с изъявлением «дочерней» любви. А деликатная Вера Ивановна всё терпит и постоянно прощает «сиротинку». Все рассуждают о дурном характере Зиночки, однако, она …психически нездорова.

Посмотрите, какими движениями она взбивает крем в той сцене, где брат пытается её знакомить со своей невестой – это автоматическое, очень быстрое давление на ручной «миксер», как будто сестрёнка хочет пробить дно миски. Сопровождая эту истерику странным пением, девушка сморит шалым взглядом в одну точку.

Кадр из фильма «Чужие письма» (1975). Скриншот. Источник - YouTube.
Кадр из фильма «Чужие письма» (1975). Скриншот. Источник - YouTube.

А её перемены настроения? Только что она хохотала и уже – рычит от ненависти. Для Зины вполне нормально взять чужие письма. Она реально не врубается, что тут такого и почему её начинают избегать. Или осуждать. Вера Ивановна говорит: «Я её боюсь». Зине ничего не стоит пульнуть в лицо «правду» о любом человеке. У психически больных людей частенько отсутствуют личностные границы.

И это реально страшно. Психопаты этого вида-сорта поначалу обаятельны, беззащитны, милы, а в сочетании с внешней привлекательностью это вообще - беспроигрышный вариант. Потом они вползают в пространство своей жертвы и принимаются паразитировать. Ибо умеют вызвать чувство вины у своих «объектов». А Вера Ивановна уже понимает: Зиночка вцепилась крепко.

Zina KorZina (c)