Найти в Дзене
Okko

«Возрожденные»: Смерти нет — это всем известно

27 апреля в российский прокат выходит фантастический триллер с элементами хоррора «Возрожденные» — первый голливудский фильм режиссера Егора Баранова, известного по «Аванпосту» и готической трилогии «Гоголь». Рассказываем, какой вышла картина, рассуждающая на тему гуманности возвращения из мертвых, и почему это одна из самых любопытных весенних новинок большого экрана, которой точно стоит дать шанс.

Кадр из фильма «Возрожденные», реж. Егор Баранов, 2022
Кадр из фильма «Возрожденные», реж. Егор Баранов, 2022

Продюсером картины, рассказывающей о том, как в будущем Ватикан воскрешает недавно умерших людей, стал Тимур Бекмамбетов, один из основоположников формата скринлайф — когда всё действие происходит на экранах электронных устройств. Для «Возрожденных» Егор Баранов тоже выбрал этот вид сторителлинга, создав необходимый эффект присутствия. Скринлайф-хорроры и триллеры уже стали классикой цифровой эпохи: взять, к примеру, «Убрать из друзей» и «Поиск», продюсером которых тоже был Бекмамбетов, или недавний «Астрал. Онлайн», снятый на карантине. Но, в отличие от своих предшественников, «Возрожденные» — кино, серьезно расширяющее границы жанра.

-2

Фильм Баранова из истории о переживании утраты трансформируется в философское размышление на тему воскрешения из мертвых, корнями уходящее в мифы народов мира и библейские тексты. Однако попытки человека обмануть смерть редко заканчивались успешно — об этом написаны «Франкенштейн, или Современный Прометей», «Кладбище домашних животных» и снят эпизод из второго сезона «Черного зеркала» под названием «Я скоро вернусь». «Возрожденные» тоже наглядно объясняют, как вмешательство в естественную часть жизненного цикла может привести к катастрофическим последствиям для цивилизации.

Действие фильма, следуя заветам скринлайфа, разворачивается исключительно на экранах ноутбуков и смартфонов. Одри Мартин (Карли Холл) собирает фотографии и видео, на которых запечатлены самые яркие моменты из жизни ее мужа Стэнли (Дэйв Дэвис) и сына Ника, когда ее отвлекает видеозвонок от супруга. Стэнли сообщает, что они с сыном едут домой, и Одри замечает, что ребенок сидит рядом с папой на переднем сиденье, хотя должен находиться сзади в своем детском кресле. Она выясняет, что муж выпивал, а потому сильно волнуется — и, оказывается, не зря. Происходит страшная авария, в которой погибает Ник. После этого в жизни убитой горем Одри возникает отец Хилл (Эзра Баззингтон), который по видеосвязи соединяет героиню с кардиналом Франсуа Дегалем (Брэд Гринквист). Этот мужчина, возомнивший себя Богом, с помощью таинственного ритуала (его суть нам так и не объяснят) оживляет Ника, а затем превращает практику воскрешения в абсолютно естественный процесс. Эта опция становится доступна всем, за кем не водится смертных грехов.

Теперь каждое воскресенье Стэнли, отец вернувшегося из мертвых Ника, проводит в виртуальной церкви службу, а по видеосвязи принимает воскресших, которые обязаны исповедоваться. Но однажды один из его прихожан совершает массовое убийство, и Стэнли выясняет, что это далеко не первый случай среди воскресших, а Ватикан подчищает любую информацию об этом. Отец Мартин начинает собственное расследование и убеждается в существовании глобального заговора, который несет угрозу человечеству.

-3

Большая часть повествования в «Возрожденных» сосредоточена на попытках Стэнли докопаться до причин, по которым вернувшиеся ни с того ни с сего принялись убивать людей. В ходе своей миссии он знакомится с девушкой, которая просит называть себя Свитч (здесь прослеживается отсылка к Nintendo). Она, прямо как Лисбет Саландер из «Девушки с татуировкой дракона», с первой попытки взламывает папки с засекреченными данными Ватикана и даже умудряется хакнуть серверы ФБР. Своевременное выведение девушки на передний план — правильное решение создателей фильма, потому что до ее появления не покидало ощущение, что все герои слепо подчиняются системе и одобряют процедуру воскрешения (единственный пикет не считается). Свитч делает то, что запрещено церковью: занимается сексом до брака, ходит в клубы и наслаждается моментом, потому что каждый день может оказаться последним. Эта героиня — единственный настоящий человек в мире, где смерть стала чем-то вроде чуть затянувшегося сна, пробуждение от которого неизбежно.

-4

Что касается самого Стэнли, за его образом праведного священника, который всегда знает, какой совет дать прихожанам и как поддержать их в трудный момент, скрывается глубоко несчастный человек, мечтающий лишь об одном — чаще видеться с сыном. Стэнли решает посвятить себя церкви, но даже вера не помогает ему освободиться от чувства вины и заглушить внутреннюю боль от разлуки с Ником. Здесь на первый взгляд героическое расследование приобретает эгоистичный окрас. Герой так самоотверженно пытается раскрыть мировой заговор не из-за желания спасти человечество, а только потому, что боится снова потерять сына.

Фильм Егора Баранова — не только философское эссе об играх со смертью, преподнесенное в скринлайф-формате, но и любопытная антиутопия, в которой роль Большого Брата выполняет Ватикан, а всех людей, по сути, делят на праведников и грешников. С помощью первоклассных хакеров представители церкви следят за жизнью людей и оценивают уровень их духовной чистоты. Если человек совершил хоть один из семи смертных грехов, то у него нет права на воскрешение после смерти. Однако в этой системе, как и в любой другой, есть свои лазейки, и даже священники уверенно пользуются даркнетом, о чем никто не догадывается. При этом они всё равно рискуют: если за них возьмется херувим, то всё тайное тут же станет явным, и в лучшем случае это грозит отлучением от церкви.

-5

«Возрожденные» — кино, которое развивается так стремительно, что не дает зрителю сделать передышку даже на пару минут. Только вы начинаете скучать в то время, когда Свитч скачивает файлы, вам тут же подсовывают новые подробности о тайных планах религиозной секты или же «бодрят» парой жестоких сцен, в которых кровь заливает экран. Но, несмотря на бешеную динамику повествования, логически выстроенную историю и полное погружение в происходящее благодаря удачно выбранному формату, фильм портят плохо написанные диалоги (особенно в сцене, когда Стэнли звонит агентке ФБР), а главная интрига, которую раскрывают в финале, может вызвать недоумение своей простотой и очевидностью. Всё-таки от картины, в которой люди уподобили себя богам, ожидался более шокирующий итог.

С другой стороны, закольцованность «Возрожденных» грамотно завершает мысль о том, что «мертвые должны оставаться мертвыми», и в этом случае всю картину можно воспринимать как метафору отрицания утраты близкого человека. Фильм интересно рассуждает на тему альтернативного будущего, религиозного фанатизма и предлагает свою версию Второго пришествия. Благодаря любопытной концепции «Возрожденные» непременно найдут своего зрителя.