Русский писатель Лесков не зря отметил странную приверженность православных к мощам. Для многих православных и в наше время «мощи» представляют собой чудесный феномен, но только когда они нетленны, то есть не подвергаются естественному разложению. Вот что популярный портал Азбука веры говорит о мощах.
Про то, что нетленность не является обязательным условием святости многие верующие и их критики часто не знают. Огромным разочарованием в вере для православных было вскрытие мощей в начале правления большевиков, в период борьбы с религиозными предрассудками. Вскрытие выяснило, что мощи не только не нетленные, но и часто части мощей имеют поддельные части из бумаги папье-маше и воска.
В конце 80 -х годов и начале 90-х на территории бывшего атеистического государства, происходило религиозное возрождение, в том числе и Возрождения Православия.
Возрождение религии чаще было сопряжено с материальными приобретениями - отдачу Русской Православной Церкви Московского Патриархата храмов монастырей или то, что осталось от них после владениями ими советской властью и его народным хозяйством. Часто переданное церковное имущество было в плохом состоянии, и поэтому требовались священники, не только умеющие вести богослужения и проповедовать, но и такие кто мог организовать стройку и найти спонсоров. Карьера настоятеля и наместника монастыря зависела от его умения восстановить или построить заново здание храма или монастыря. Кто справлялся с такой задачей того ждали повышения по церковной карьере.
Практически все известные монастыри имели свои религиозные святыни в виде мощей святого основавшего монастырь или некоторых частей его тела. Например, в известном российском монастыре Троице Сергиева Лавра находятся мощи основателя монастыря преподобного Сергия Радонежского. Присутствие мощей известного святого это не только хорошо с точки зрения Духа, но и материи. Паломники приезжают издалека, что бы помолится и подать записку, которая всегда с небольшим пожертвованием.
В самом монастыре можно купить освященное масло, якобы на мощах преподобного Сергия. Кроме этого в Лавре продаются иконы от недорогих пластиковых, до прилично дорогих написанных профессиональными иконописцами (на территории Лавры, кроме семинарии есть иконописная школа, куда был постоянно высокий набор абитуриентов на место). Кроме церковной утвари, в монастыре продают облачение для священнослужителей, которые сами по себе стоят весьма недешево. Я перечислил только основные известные статьи дохода монастыря. Для справедливости надо заметить, что такая благодать в виде пожертвований по указанной сумме и продажи писаных икон с облачениями вначале 90-ых была редкостью и только в крупных монастырях-Лаврах и конечно не с таким размахом как сейчас. Многие мощи были изъяты безбожниками и поэтому зарабатывать на мощах, которых нет, стало сложнее. Но как оказалось позже, если мощей нет, то их обязательно найдут ибо «Всё возможно верующему». ( Марка 9:23).
В начале 90-х годов 20 века началось возрождение Александро-Свирского монастыря. Монастырь был назван в честь его основателя монаха и священника Александра, который создал монастырь на реке Свирь. До Революции 1917 года там хранились его останки, пока специальная комиссия большевиков в рамках борьбы с религией их уничтожила. О таком случае уничтожения мощей писал доктор исторических наук, диакон Александр Мусин:
«19 сентября 1919 г. в Лодейном поле побывал Б.Н. Молос, сотрудник отдела по охране, учету и регистрации памятников искусства и старины, который сообщил следующее: выясняя судьбу мощей преподобного Александра Свирского, я узнал, что 13 марта 1919 г. председатель губчрезвычкома Кантер попросил лодейнопольский исполком уничтожить, т.е. сжечь и зарыть в землю остатки так называемых мощей, приписываемых Александру Свирскому, дабы избежать паломничества темных крестьян к кучке полуистлевших костей, что тотчас и было исполнено». ( Мусин А.Е. Церковная старина в современной России, 2010.)
Возрождать святую обитель, где нет никаких чудесных реликвий очень сложно. Паломники едут охотнее туда, где есть чудесные иконы, мощи (желательно нетленные) или «прозорливые старцы» изгоняющие бесов. Перечисленных чудесных атрибутов православия у возрождаемой обители пока этого не было, за то в стране был огромный религиозный подъём и отсутствия интернета. С духовностью и сопутствующими доходами монастыря было бы совсем плохо, пока за дело не взялись религиозные менеджеры из Русской Православной Церкви Московского Патриархата. Вот как описывает начало чудесной находки мощей преподобного Александра Свирского диакон Александр Мусин:
« Весной 1998 года исполняющим обязанности настоятеля Александро-Свирского монастыря был назначен игумен Лукиан (Куценко). Поиски привели игумена в фундаментальный музей кафедры нормальной анатомии военно-медицинской академии, где им был найден труп неизвестного мужчины идеальной сохранности. Его отличали брахицефальный антропологический тип, обрезанные гениталии и срезанные подушечки пальцев рук, что было характерно для уголовно-воровской среды 1920-30-х гг. Как уже отмечалось, состояние найденного тела отличалось от состояния мощей, зафиксированных монастырским актом 1918 года, а его владелец явно не принадлежал ни к Церкви Христовой, ни к средневековым новгородцам. Однако это не смутило игумена, а привлеченная им старший научный сотрудник музея антропологии и этнографии им. Петра Великого РАН кандидат биологических наук Ю. Беневоленская 17 июля 1998 года выдала заключение, что «исследуемый обладает антропологическим типом, свойственным вепсам», к которым якобы и принадлежал преподобный, будучи родом из Юго-Восточного Приладожья. Другой сотрудник игумена, кандидат биологических наук инокиня Леонида (Сафонова) изначально скрыла обнаруженный ею документ, свидетельствующий об уничтожении мощей в 1919 г.: в официальном рапорте митрополиту он не присутствовал. Но подтверждается архивными документами и якобы имевший место факт отправки мощей в Петроград и передачи их в ведение Наркомздрава 31 января 1919 г., на чем настаивают почитатели и апологеты фальсификата, которые таким образом пытаются оправдать подлог, допуская, что «отправка» останков в Петроград спасла их от уничтожения 13 марта 1919 г. и привела к тому, что они оказались в музее ВМА.
Однако все это не остановило предприимчивого игумена: было объявлено, что открытые им мощи начали «мироточить». После этого Лукиан, ссылаясь на «приближение отпускного периода», не уведомив петербургского митрополита Владимира (Котлярова), 28 июля добился от начальника ВМА Ю. Шевченко передачи тела. Акт был подписан начальником кафедры полковником И. Гайворонским, майором Д. Старчиком, капитаном Г. Нечипоруком и доцентом М. Твардовской. Среди заключений экспертов, на которые ссылался акт, фигурировало имя В. Ковалева, выступавшего категорически против предлагаемой идентификации. Акт сообщал, что «анатомический препарат «мумифицированный труп мужчины» может быть идентифицирован как искомые мощи. Анатомический препарат попал в музей в 1930-е гг. и мог быть передан сюда правоохранительными органами.
Лишь 30 июля, получив в свое распоряжение тело, устроив ему торжественную встречу и раструбив о случившемся по всей России, Лукиан отправил соответствующий рапорт митрополиту Владимиру (Котлярову). В тот же день, не вникая в обстоятельства дела и не принимая во внимание только что принятое Определение Синода об обязательном освидетельствовании святых мощей епархиальной комиссией, митрополит подписал резолюцию: «Благословляется совершение молебнов у раки с мощами преподобного Александра Свирского». 16 августа 1998 г. в Петербурге побывал патриарх Алексий (Редигер), которого митрополит тут же повез прикладываться к «мощам». Только после того, как предстоятель церкви поцеловал неизвестного, присутствующий здесь митрополит Крутицкий Ювеналий (Поярков) задал вопрос, создавалась ли епархиальная комиссия. Такая комиссия была спешно создана в сентябре 1998 года. Ее председателем был назначен ректор Петербургской духовной академии епископ Константин (Горянов), медик по образованию, который, осмотрев мощи, не отметил никаких фактов мироточения, но отметил факт обрезания и впоследствии рассказал о чувстве физической тошноты, охватившей его при виде «анатомического препарата». Уже после первого заседания, в октябре 1998 года, комиссия прекратила свое существование, поскольку ее выводы однозначно опровергали подлинность мощей. Тело было по-тихому отвезено в Александро-Свирский монастырь. Однако в январе 2001 г. митрополит Владимир (Котляров) подал патриарху рапорт об утверждении дня празднования второго обретения мощей. 29 января последовала патриаршая резолюция: «Благословляется совершать празднование второго обретения мощей пр. Александра Свирского 17/30 июля». После того как патриарха заставили поцеловать неизвестное тело, судьба тела была решена: признать, что патриарх и тысячи верующих прикладывались к лжемощам, было невозможно». (Мусин А.Е. Церковная старина в современной России, 2010. с.406-408).
Патриарх Кирилл в свое проповеди поведал миру, какие «чудо-мощи» хранятся сейчас в монастыре, основанном преподобным Александром Свирским. В своей проповеди он сказал:
Наверное, кто-нибудь из искушенных современных людей, читая страницы жития преподобной Марии Египетской, скажет: "Легенда! Не могло такого быть!" Всем этим людям я советую приехать в Александро-Свирский монастырь и приложиться к теплым нетленным мощам преподобного Александра. Ну, не верят люди, что могла Мария Египетская ходить по воде как по суху, - посмотрите на эти нетленные мощи, изученные вдоль и поперек, но ученые не имеют ответа на вопрос, почему в условиях нашего сырого северо-западного климата мы имеем это абсолютное нетление. И когда я сегодня прикладывался к руке святого Александра Свирского, я почувствовал теплоту тела преподобного, такую же, как и в моем, живом организме. Это не закоченевшая, иссохшая мумия, это как бы живое тело человека, умершего так давно. Что же это за явление такое - Мария Египетская, преподобный Александр Свирский?.. Святые преподобные, о которых мы с вами размышляем, силою своего ума, силой своей глубочайшей веры, силой молитвы, а через молитву - силой благодати Божией управляли своим телом, своим естеством, достигнув невероятных высот. И потому одна переходила через Иордан, а другой, вопреки всем современным знаниям о том, чем должно быть спустя сотни лет после смерти человеческое тело, среди нас почивает своими нетленными и теплыми мощами". Журнал- «Живая вода»
Таким образом Сам руководитель Русской Православной Церкви Московского Патриархата подтвердил, что мощи преподобного Александра Свирского – подлинные!!!.
Возможно, некоторые неискушенные православной церковностью читатели скажут, что патриарх сам не знает или введен в заблуждение. Конечно, мы не можем знать точно, что в голове у патриарха. Исходя из опыта церковной жизни и наблюдения за ней, предположу, что он точно знает, потому как слухи и сплетни в церковной среде распространяются довольно быстро, но продолжает говорить о «чудесных мощах» якобы вновь обретенных, потому что:
Во – первых, «чудесные и нетленные мощи» весьма хорошо для доходов монастыря, с которого патриарх изымает налог, как и с прочих монастырей.
Во – вторых, слишком много «священных особ» в этом подлоге принимали участие, и трогать представителей церковной элиты: митрополитов, архиепископов и епископов, не входит в политику патриарха.
В – третьих, «чудесные» находки мощей, это не новое изобретение, а повсеместное. Один из преподавателей духовной академии рассказал студентам-богословам, что многие мощи объявленные «найденными» в перестройку и в 90-е, на самом деле фальшивые. Кроме старых мощей которые объявили «обретенными», происходили канонизация случайных людей. Современная история РПЦ МП помнит, как «канонизировали» Матроны Московской, чей монастырь в Москве прославился не только ее «чудесными» мощами, но и игуменьей разъезжающей на колеснице - «Mersedes-Benz». Но это уже другая история.
Наша история закончилось на том, что правду о мощах знает небольшая часть православных. Большинство православных верят церковным рассказам о «чудесной нетленности» мощей преподобного Александра Свирского, целуя при этом крышку ковчега неизвестного человека, возможно преступника начала 20-х годов. Весьма показательно сложилась судьба и карьера участников этой истории. Митрополит Санкт-Петербургский и Ладожский Владимир (Котляров)- умер на покое в Израиле, в собственном особняке. Игумен Лукиан (Куценко) провернувший это дело, возведён в сан митрополита, то есть пошел на повышение.
Статья от читателя, орфография и пунктуация сохранены.