Найти тему
Тайны Южного Урала

Как я катал Катав

Я давно хотел пройти эту реку, вернее три реки: Большой Катав, Малый Катав и Катав. Ещё пять лет назад мы специально сходили в пеший поход, чтобы понять, как лучше забрасываться на сплав по Катавам.

Весной 2019-го была предпринята первая попытка там сплавиться, но у нас ничего не вышло из-за того, что не было воды. В 2021-м мы снова обломались из-за отсутствия воды, а последний такой облом случился недавно – в начале апреля в этом году.

В общей сложности в пеших разведывательных походах и в попытках сплавиться по трём Катавам приняли участие 8 человек. Но на сплав я в итоге пошёл один. Это был мой первый в жизни одиночный комбинированный поход, то есть сплав, совмещённый с пешим походом.

Мы выехали из города ровно в полночь. В 4 часа утра приехали в Верх-Катавку, где я пересел на подготовленный УАЗ, на котором проехал 10 км за один час. Дальше пошёл пешком в верховья Большого Катава.

Из-за того, что я шёл один – рюкзак весил больше обычного – 27 килограмм. 5 км я шёл по пересечённой местности, а потом вышел на дорогу, которая идёт по полотну Белорецкой узкоколейки.

Кто-нибудь может объяснить лесной весенний феномен? Почему почти всегда снег на дороге тает в последнюю очередь? То есть, в лесу снега уже нет, а на дороге он лежит. Впрочем, в этот раз мне повезло.

Ночью был минус и снег подмёрз. Можно было идти по нему, не проваливаясь. А то, по-моему, проваливающийся снег на забросе – самый сложный элемент весеннего сплава, а вовсе не холодная вода, как можно было бы подумать.

Через два километра я прошёл по старому, ещё дореволюционному, железнодорожному мосту и пошёл дальше, в сторону бывшей станции Машак. Дошёл до места начала сплава, собрался, переоделся и погнал. До моста река Большой Катав более-менее спокойная.

Однако перед самым мостом и дальше почти до урочища Двойниши в русле лежит очень много камней. В большую воду из-за них образуются волны. Завалов было немного, около десяти за всё время.

Когда дошёл до Двойнишей, мне справа открылся красивый вид на гору Большой Шелом, что на хребте Зигальга. Я сплавился до места слияния Большого Катава и Малого Катава. Собственно Двойниши потому так и называются, потому что в них сливаются две реки.

В Двойнишах я спрятал большой гермомешок и пошёл в верховья Малого Катава налегке. Взял только аптечку, некоторые мелочи и ремонтный набор, который, кстати, пригодился. Пока я шёл, порвал на ветке гидрокостюм.

Во время пешего пути время от времени открывались живописные виды на хребты Нары и Машак. Первые пару километров я двигался по едва различимой заросшей дороге. Дальше топал по пересечённой местности.

Местами ещё лежал снег, местами текли ручьи, впадающие в Малый Катав. В конце концов я пришёл в ещё одно урочище, коих много на Южном Урале, и начал оттуда сплав. Перед этим только заклеил гидрокостюм.

Малый Катав значительно меньше Большого Катава. Это тот случай, когда название реки полностью себя оправдывает. Малый Катав очень сильно петляет. Завалов немного, но местами встречаются гигантские бобровые плотины, вода с которых падает, как с водопадов.

Я наловчился определять такие завалы заранее: по звуку и скорости течения. Один такой водопадный завал расположен прямо в самом устье, перед местом слияния двух рек.

Большой Катав течёт в лесу, среди высоких сосен, а Малый Катав течёт в долине меж полей и невысоких деревьев. Из-за этого во время сплава по Большому Катаву панорамный вид есть только в Двойнишах.

На Малом же Катаве почти всю вторую половину сплава были красивые виды на Нары слева и на Большой Шелом спереди.

Я догрёб до Двойнишей, где забрал мешок и продолжил сплав по Катаву. Я знал, что самый сложный участок реки будет после Двойнишей. Там очень много больших камней в русле. Это не удивительно.

Ровно в этом месте заканчивается хребет Нары и начинается хребет Зигальга. Катав течёт в таком распадке, этаком разломе между двух хребтов. В большую воду на месте камней образуются большие воды – река бурлит.

В 2019-м мы прошли этот участок на лодке, но тогда уровень воды был значительно ниже. Соответственно и волн было меньше. Я сплавился где-то с километр, потом выбрался на берег и пошёл пешком из соображений безопасности.

Потом ещё чуть сплавился и снова пошёл берегом. На воду встал уже ближе к концу маршрута. Конец был в том месте, где раньше были деревянный мост и изба. Сейчас уже нет ни того, ни другого.

Изначально я планировал пройти до Верх-Катавки хотя бы часть пути, но решил причалить раньше, чтобы успеть собрать вещи засветло и исключить передвижение по пересечённой местности в темноте.

Я причалил, когда солнце уже садилось, собрал вещи и пошёл пешком в деревню. Рюкзак был чуть легче, 26 килограмм. За день я два раза ел курники и шоколадные батончики, запивая принесённой с собой водой. Вот килограмм и убавился.

Проблема дороги, которая ведёт в Верх-Катавку – лужи. Пока я шёл, стемнело. Я не стал включать фонарь, чтобы глаза привыкли к темноте. Я стал различать в лунном свете лужи и пути их обхода. Так и дошагал до Верх-Катавки к 11 часам вечера. Домой приехал в 3 часа ночи.

В итоге вся операция по прохождению трёх рек заняла 27 часов. Теперь на вопрос: «Как ваша фамилия?» я смело могу отвечать: «Я первопроходец Большого и Малого Катавов. А фамилия моя слишком известная, чтобы я ее называл». Шутка.

Я считаю, что мне сильно помогли ежедневные пешие тренировки. Если бы я не ходил каждый день пешком, я навряд ли сумел бы пролететь 26 км по суше и 18 км по воде за один день.

На фото Большой Катав.