Музыкальный спектакль «Дороги Высоцкого» в Большом зале Государственного Кремлёвского Дворца был приурочен к 85-летию со дня рождения вот уже более полувека как всенародно любимого поэта, барда, актёра. В этот вечер прозвучали стихи и песни Владимира Семёновича Высоцкого, а также воспоминания о нём.
Первым на сцену вышел Никита Высоцкий, прочитавший стихотворение отца «Я бодрствую, но вещий сон мне снится…», сразу задавшее тональность встрече. Приведём его полностью, и всё станет очевидно без всяких дополнительных комментариев.
Я бодрствую, но вещий сон мне снится.
Пилюли пью - надеюсь, что усну.
Не привыкать глотать мне горькую слюну -
Организации, инстанции и лица
Мне объявили явную войну
За то, что я нарушил тишину,
За то, что я хриплю на всю страну,
Чтоб доказать - я в колесе не спица,
За то, что мне неймется и не спится,
За то, что в передачах заграница
Передает мою блатную старину,
Считая своим долгом извиниться:
— Мы сами, без согласья…
Ну и ну!
За что еще? Быть может, за жену -
Что, мол, не мог на нашей подданной жениться?!
Что, мол, упрямо лезу в капстрану
И очень не хочу идти ко дну,
Что песню написал, и не одну,
Про то, как мы когда-то били фрица,
Про рядового, что на дзот валится,
А сам - ни сном ни духом про войну.
Кричат, что я у них украл луну
И что-нибудь еще украсть не премину.
И небылицу догоняет небылица.
Не спится мне… Ну, как же мне не спиться?!
Нет! Не сопьюсь! Я руку протяну
И завещание крестом перечеркну,
И сам я не забуду осениться,
И песню напишу, и не одну,
И в песне той кого-то прокляну,
Но в пояс не забуду поклониться
Всем тем, кто написал, чтоб я не смел ложиться!
Пусть чаша горькая - я их не обману.
1973 год
Чуть позднее - а программа строилась как чередование музыкальных номеров, преимущественно в исполнении народного артиста России Александра Домогарова, а также замечательной певицы Амарии Рай (Марии Богдановой) и чтения стихов Никитой Высоцким, Никита Владимирович поделился наболевшим: среди многочисленных беспочвенных слухов об отце есть один особенно живучий. Суть его заключается в том, что нечего, мол, делать из Высоцкого страдальца и мученика. Дескать, жил припеваючи, всё у него было, за границу катался, как хотел. Да, рано покинул этот мир, ну так не без причины.
Как сказал Никита Высоцкий, его отца, возможно, и наказывали менее строго, чем некоторых, но то, что всё ему давалось легко, неправда. На него оказывалось огромное психологическое давление, он не увидел при жизни ни одной изданной своей книги. И каждый раз, встречаясь с женой, Мариной Влади, не знал, не окажется ли эта их встреча последней, разрешат ли ей снова приехать в СССР или ему выехать во Францию. Владимир Высоцкий, по воспоминаниям тех, кто его хорошо знал, обладал чистой душой ребёнка, даже его реакция на многое и то, как он рассказывал о важных для него вещах, - звучат по-детски открыто и искренне. И, конечно же, такому человеку, тем более художнику немыслимо тяжело жить в тисках идеологического давления, многие ломались, но он сумел остаться собой.
Ещё раз перечитайте приведённые выше строки - они как раз обо всём этом.
Кстати, хотя Владимир Семёнович много ездил по стране и не только, название программы, как объяснил Никита Высоцкий, вовсе «не о географии». Речь идёт о тех дорогах, которые поэт прокладывал к душам своих слушателей и которые продолжают сохранять свою ценность и сегодня, в том числе, и для совсем молодой аудитории. В самом деле вряд ли найдётся в нашей стране человек, который остался бы равнодушным к «Песне о друге» («Если друг оказался вдруг, И не друг, и не враг, а так…), «Прощанию с горами» («Лучше гор могут быть только горы, На которых ещё не бывал…»), композициям «Спасите наши души», пророческой «Корабли» («Я, конечно, вернусь, весь в друзьях и мечтах…») или прозвучавшей в финале вечера «На Большом Каретном».
И, конечно же, совершенно особое место в творчестве Владимира Высоцкого занимает военная тема. Да, он застал Великую Отечественную ребёнком, но его произведения написаны так, словно он сам был в разгаре страшных боёв на передовой. Не зря ведь их глубокую правдивость всегда признавали фронтовики. Песня «Мы вращаем Землю» (1972) фактически стала одним из символов подвига наших бойцов, ценой нечеловеческих усилий удержавших цивилизацию на краю бездны. Что же до написанной в 1969-м для кинофильма Виктора Турова «Сыновья уходят в бой» песни «Он не вернулся из боя», то по пронзительности с ней вообще мало что может сравниться:
Почему всё не так? Вроде всё как всегда:
То же небо — опять голубое,
Тот же лес, тот же воздух и та же вода,
Только он не вернулся из боя…
На протяжении всего спектакля в ГКД на кремлёвской сцене был Образцово-показательный оркестр войск национальной гвардии Российской Федерации, благодаря которому любимые всеми песни Владимира Высоцкого получили новое - по-настоящему впечатляющее - музыкальное сопровождение. За дирижёрским пультом в этот вечер сменяли друг друга художественный руководитель коллектива, начальник военно-оркестровой службы, главный военный дирижёр Федеральной службы войск национальной гвардии РФ, заслуженный артист России, полковник Николай Миткевич и начальник оркестра, заслуженный артист Республики Башкортостан, полковник Азат Шахмухаметов.
Великолепно исполнявший произведения Высоцкого Александр Домогаров периодически делился своим видением того, о чём написано то или иное из них. И трудно не согласиться с Александром Юрьевичем, что «Кони привередливые» и «Канатоходец» - это во многом и о непростой судьбе художника.
…И сегодня другой без страховки идёт,
Тонкий шнур под ногой - упадёт, пропадёт!
Вправо, влево наклон - и его не спасти…
Но зачем-то ему тоже нужно пройти четыре четверти пути!
В нашем восприятии существует стереотип: успешно пройденный путь - непременно длинный. Но в данном случае речь не о расстоянии или количестве прожитых лет. Путь - это жизненная миссия человека, вот почему так важно пройти полностью его четыре четверти. Не каждому это по силам. Владимиру Семёновичу Высоцкому удалось.
С видеоверсией музыкального спектакля вы можете ознакомиться на платформе ГКД «Медиакульт»
Материал подготовлен пресс-службой Государственного Кремлёвского Дворца.
Фото: Екатерина Лола.