Где можно увидеть знаменитый так и не пошедший в серийное производство ударный вертолёт Ка-50 "Чёрная акула", если не в городе, где их производили.
Так что сегодня мы отправляемся в г. Арсеньев, где находится Дальневосточный музей авиации при заводе ААК "Прогресс" имени Н. И. Сазыкина холдинга "Вертолёты России", где производятся современные Ка-52 "Аллигатор" и много чего ещё.
Ради этой "Чёрной Акулы", установленной в августе 2016 г. перед заводоуправлением на Площади Ленина мы и оказались в этом городе.
Разрабатывать этот ударный вертолёт на смену постепенно устаревавшему Ми-24 начали согласно постановлению Совета Министров СССР от 16 декабря 1976 г. в ОКБ "Камов" и ОКБ им. Миля.
Так под руководством главного конструктора С. В. Михеева в ОКБ "Камов", имевшем большой опыт строительства морских вертолётов с соосной схемой расположения несущих винтов, был разработан первый прототип нового одноместного ударного вертолёта под индексом "Изделие-800", получившего название В-80. Такая схема позволяла увеличить скорость, снизить вес и уменьшить количество критических для повреждений узлов.
Не смотря на плюсы одноместной машины в виде уменьшения веса, площади бронирования и возможности установки катапультируемого кресла, она имела и недостатки, главным из которых было как раз отсутствие второго члена экипажа, отвечавшего за поиск целей и наведение комплекса управляемого вооружения, а вертолёт должен был получать целеуказание от дополнительного разведывательного вертолёта-целеуказателя Ка-60 "Касатка".
Первый лётный экземпляр В-80 был построен в 1981 г., а после постройки ещё нескольких машин и проведения сравнительных лётных испытаний в 1984 г. был подписан приказ министра авиационной промышленности о подготовке серийного производства нового ударного вертолёта.
Потом были ещё годы испытаний, доработок, демонстраций и аварий, а с 1995 г. вертолёт Ка-50 был принят на вооружение, но вместо вертолёта-целеуказателя Ка-60 "Касатка", было решено использовать обладающую комплексом разведки и целеуказания новую двухместную командирскую машину Ка-52 "Аллигатор".
В 2000 г. вертолёты Ка-50 получили боевое крещение на территории Чеченской Республики, а в 2009 г. их производство было прекращено в угоду более совершенному и самостоятельному Ка-52.
Всего "Чёрных Акул" включая испытательные машины было построено около полутора десятков, а сохранилось из них и вовсе по пальцам пересчитать, поэтому этот памятник настоящая уникальность.
Эта машина была выпущена 8 июня 1994 г. ещё до принятия на вооружение и участвовала в Параде Победы на Поклонной горе в 1995 г., а её налёт составляет всего 85 часов.
Есть рядом и ещё один памятник более привычному Ми-24 "Крокодил", на смену которому и разрабатывалась "Чёрная Акула".
Ну и раз уж мы оказались здесь, то конечно решили заглянуть и на территорию самого Дальневосточного музея авиации, который всё ещё постепенно наполняется новыми экспонатами.
В музее много различных макетов.
Стендов с исторической информацией и привезёнными с мест катастроф частями самолётов, их орудия и личные вещи пилотов.
Но про внутреннюю экспозицию музея мы расскажем как-нибудь потом более подробно, а в этот раз прогуляемся по открытой экспозиции.
Где выставлены различные образцы изделий, в том числе и производимых на этом заводе.
Например эта противокорабельная крылатая ракета П-15М "Термит". Принятую на вооружение в 1960 г. ракету П-15 производили на этом заводе ещё с 1959 г., а потом стали производить и принятую на вооружение в 1972 г. ракету П-15М, оснащавшуюся как обычной, так и ядерной боевой частью.
А этот советский реактивный двухместный учебно-тренировочный самолёт МиГ-15УТИ был разработан в ОКБ Микояна и Гуревича в конце 1940-х гг. для обучения пилотов полётам на самолётах МиГ-15.
Он был произведён на Улан-Удэнском авиационном заводе №99.
Знаменитый нестареющий Су-24 или "Изделие Т-6".
Этот тактический фронтовой бомбардировщик с изменяемой стреловидностью крыла производился с 1971 по 1993 гг. на Комсомольском-на-Амуре авиационном заводе им. Ю. А. Гагарина и Новосибирском авиационном заводе им. В. П. Чкалова.
Есть здесь и бронированный дозвуковой одноместный штурмовик Су-25.
Впервые опытная машина поднялась ещё в 1975 г., а серийное производство на Улан-Удэнском авиационном заводе началось в 1981 г. В настоящее время до сих пор производятся более современные модернизированные версии этого самолёта, успешно зарекомендовавшего себя в различных боевых операциях в разных странах.
Также здесь выставлен учебно-боевой двухместный всепогодный сверхзвуковой тяжёлый истребитель Су-27УБ.
Не смотря на то, что принят на вооружение он был в 1990 г., ещё с 1982 г. он уже производился серийно на Комсомольском-на-Амуре авиационном заводе им. Ю. А. Гагарина, а первый полёт произвёл ещё в 1977 г.
В настоящее время до сих пор производятся современные модернизированные модификации этой машины.
А это ближнемагистральный пассажирский самолёт Ту-134, разработанный в КБ "Туполева" и производившийся с 1966 по 1989 гг.
Последние такие самолёты были сняты с эксплуатации в 2019 г.
Ближнемагистральный пассажирский самолёт 3-го класса Ил-14., разработанный в ОКБ им. С. В. Ильюшина в конце 1940-х гг.
Этот последний советский пассажирский лайнер с поршневыми двигателями производился с 1953 по 1959 гг., а последняя машина была выведена из эксплуатации в 2005 г.
А рядом стоит первый в мире трехдвигательный турбореактивный пассажирский самолёт 3-го класса Як-40К.
Он был разработан в ОКБ им. А. С. Яковлева и производился на Саратовском авиационном заводе с 1966 по 1981 гг.
Данная модификация ЯК-40К предназначена для грузовых и грузопассажирских перевозок на базе серийных самолётов с увеличенной нагрузкой.Такие самолёты используются до сих пор на местных авиалиниях.
Вот такая здесь открытая площадка, а о внутренней экспозиции мы расскажем как-нибудь потом отдельно
Ну а на этом всё.
Если вам понравился материал, то ставьте палец вверх, подписывайтесь на наш канал и делитесь нашими публикациями с друзьями.
Также при желании вы можете помочь нашему проекту, ведь наши поездки по разным городам и регионам обходятся не дёшево. Мы будем рады любой помощи: 4048 0250 0167 8807
Спасибо за просмотр и до новых встреч.