- Варвара, вы куратор арт-направления “Дербент Вино”. Для чего на заводе ввели такую должность?
- Искусство в разных проявлениях вступает на территорию виноделия, и в “Дербент вино” прекрасно понимают этот тренд. Конечно, они не первые, кто решил объединить эти два мира, и я уверена, что с каждым годом мы будем видеть всё больше примеров подобных коллабораций. Тем не менее у “Дербент Вино” совершенно уникальные вводные для того, чтобы стать объектом осмысления современных художников. Дербент — один из древнейших городов России, принимая во внимание его культурологический, исторический и географический контекст, мы разработали стратегию развития арт-направления. Искусство здесь, конечно, не может создаваться в отрыве от “гения места”. Оно выступает как некий проводник, позволяя под особым углом взглянуть на высокотехнологичное индустриальное пространство. Скоро в этом смогут убедиться и наши гости.
- Если бы вы работали в галерее или музее, было бы понятно, чем вы занимаетесь, а вот в контексте винодельни это сложно представить. Давайте разобьем ваш функционал на несколько блоков. Какие они?
В первую очередь это разработка общей стратегии на определенный временной промежуток. Здесь мы плотно работаем с директором по маркетингу, формулируя некую миссию, которая созвучна ценностям компании. Одна из них — поддержка и популяризация искусства, и культурного наследия Дагестана. Далее — разработка и организация инициатив в рамках этой стратегии.
Само расположение завода “Дербент Вино”, находящегося в черте города, представляет собой интерес. По территории винодельни проходит Дербентская стена. Это наиболее сохранившийся памятник древнеперсидского фортификационного зодчества внесен ЮНЕСКО в список Всемирного наследия. Между стеной и зданием завода расположен загадочный объект - цистерна для хранения воды, которую условно еще до моего появления в команде называли “колодец Петра I”. Мы привлекли исследователя, и пока смогли найти информацию о том, что в 1725 году эта цистерна уже была на планах города (напомню, что Петр был в Дербенте во время Персидского похода в 1722 г.). В ближайшее время ожидаем археологов, чтобы более точно датировать этот объект.
Хочется отметить очень человечное и открытое взаимодействие с городом. В данный момент, например, мы планируем издание небольшого путеводителя по Дербенту. Он создан архитекторами местного проектного офиса, замечательными, молодыми ребятами. Они подготовили краткий путеводитель с описанием культурных понятий, отражающий особый характер этих мест. Издание планируется за счет компании. В далекоидущих планах — создание арт-парка на территории виноградников и винодельни. Совсем недавно мы устраивали исследовательскую поездку с художниками, которые будут создавать для нас скульптуры из материалов, связанных с винодельческим производством — бутылок, виноградной лозы и т.д.
Это лишь несколько инициатив, в рамках общей стратегии нового направления
- У вас прямо культурная революция в Дербенте!
Город развивается семимильными шагами, и сама среда, и люди, очень открыты для тех, кто с интересом и вниманием относится к городу, его истории. Все помогают, идут навстречу, делятся контактами.
Так, например, получилось с путеводителем — мы просто познакомились с архитектурным офисом города, его главным архитектором и в беседе, озвучив наше желание, создать что-то подобное, выяснили, что ребята уже готовили свой гид по Дербенту.
- Варвара, для чего заводу искусство теперь становится понятно, а вот для чего искусству нужен завод?
Тут надо вспомнить Уральскую индустриальную биеннале современного искусства, которая уже больше десяти лет сотрудничает с действующими промышленными объектами, открывая их пространства для осмысления современных художников. Речь не только о действующих предприятиях, но и об объектах индустриального наследия. Это могут быть бывшие заводские помещения, неработающие технические сооружения. Все они невероятно благодатная фактура для современного искусства.
Существует такое понятие — сайт-специфичное искусство, то есть искусство, созданное специально для определенного места, с привязкой не только к его смысловому контексту, но и к конкретным особенностям пространства и потому довольно сложно переносимое для экспонирования в других локациях. Создавать такие работы — интересная и непростая задача. Например, мы сейчас открываем пространство завода для художников, работающих в поле саунд-арта и ольфакторного (обонятельного) искусства. Для них это невероятно вдохновляющий опыт.
- То есть для искусства это дополнительная возможность высказаться и быть услышанным там, где его не ждут?
Можно сказать и так. Для зрителя это тоже нестандартный опыт восприятия, отличающийся от показа искусства в специально предназначенных для этого институциях. Существует даже такой термин “музейная усталость”, описывающий умственную и физическую усталость от длительного просмотра размеренной экспозиции. Конечно, восприятие искусства в непривычном пространстве завода предлагает буквально физически иной опыт — все чувства обостряются, потому что это совершенно другие ощущения.
Мне, кажется, поэтому Уральская индустриальная биеннале современного искусства, о которой мы уже упоминали, с каждым годом набирает все большие обороты. Этот проект создан командой “ЗА АРТ”, которая организовывает и всероссийский фестиваль “Ночь заводов” в августе 2023 г., участником которого будет “Дербент Вино”.
- Давайте об этом подробней. В России ежегодно проводится акция “Ночь музеев”, она знакомая, цель ее понятная. В этом году впервые проведут “Ночь заводов”. Что это за акция?
Фестиваль работает с темой индустриального наследия, его сохранения, музеефикации и актуализации на территории России. Индустриальные объекты предлагают рассматривать как места культурного производства. Организатор — Центр поддержки и развития современного искусства «ЗА АРТ», получивший грант Президентского фонда культурных инициатив на этот проект.
Есть разные уровни участия. Некоторым участникам разрабатывают концепцию и оказывают финансовую поддержку. Нас пригласили к участию в формате “завод-гигант”, в рамках которого наша команда самостоятельно готовит концепцию мероприятия и реализовывает ее за свой счет. Вне зависимости от внутренней градации, все участники фестиваля получат информационную поддержку на федеральном уровне. На участие в “Ночи заводов” было подано более 90 заявок. Итоговый пул — 18 участников из 16 регионов России. Каждый готовит свою программу.
Все мероприятия пройдут одновременно — в вечернее время 12 августа. Очень надеюсь, что будет организованна и он-лайн трансляция, мы пока обдумываем этот момент. По итогам фестиваля материалы всех участников будут представлены на онлайн-платформе, которая станет архивом-каталогом, где со временем можно будет найти проекты каждого субъекта РФ, посмотреть с какими индустриальными объектами и в каком формате работают команды того или иного объекта. Такой портал будет представлять интерес для очень широкого круга зрителей, не только тех, кто интересуется современным искусством, но и промышленным туризмом. Дербент — не самое очевидное место на этой будущей карте, но оттого не менее привлекательно.
- Что заводу дает участие в этой программе?
Мы очень рады войти в список участников и благодарны организаторам за доверие. Для “Дербент Вино” — это возможность сделать завод более открытым для публики и впустить в свое пространство экспериментальную составляющую через искусство, которое создается здесь и сейчас.
Повторяя формулировку наших коллег из “ЗА АРТ”, завод здесь становится местом культурного производства. Да, культуру тоже можно производить. Еще это возможность повысить туристическую привлекательность города и региона, к которому у всех, кто причастен к “Дербент Вино” совершенно особенное отношение.
- Что конкретно посетители увидят на фестивале? Давайте попробуем визуализировать картинку.
Наши объекты не про визуальность. Мы пригласили художников, которые работают со звуком — саунд-артистов, и практически единственную в России художницу, чьим медиумом является запах. Анна Кабирова – участница российских и международных научных конференций и форумов. Например, у нее есть проект «One artsapiens ID», исследующий то, как мозг реагирует на цвет, звук и запах, который она делала совместно с учеными Сколтеха. Ароматы — это такой же язык, средство коммуникации, которое может сообщить очень многое. Анна создает запахи, отражающие определенные религии, то есть вдыхая аромат, вы понимаете, что это — ислам, буддизм, христианство и т.д. Запах может передать совершенно абстрактные и эфемерные образы, воспоминания, ощущения. В виноделии ароматика важнейшая часть дегустационного процесса. В этом смысле ольфакторное искусство на винодельне естественный и гармоничный союз.
Также органично воспринимается и саунд-арт в заводских помещениях. Мы уже делали первые пробы, и, поверьте, пространство преображается невероятно. Этому, конечно, способствует и особенная акустика, отражение звука от емкостей и само звучание завода, его механизмов.
Возвращаясь к вашему вопросу. Посетителя будет ждать прогулка по территории завода с сопровождающим, где он сможет увидеть, а точнее, услышать и почувствовать, как искусство взаимодействует с заводским пространством и контекстом места в котором находится. Мы планируем и другие мероприятия в вечер фестиваля, но подробности будем раскрывать ближе к дате события.
- Заинтриговали! Теперь еще больше хочется посетить это мероприятие.
Бронируйте жилье уже сейчас, поскольку номерной фонд в Дербенте очень ограничен, а август — это высокий сезон. Надеемся, что много людей приедет именно на фестиваль.
- Варвара, вы сотрудничаете с арт-резиденцией “СИЛЬНО”, выделяете гранты для участников. Расскажите об этом проекте.
Арт-резиденция“СИЛЬНО” представляет собой двухнедельную образовательную программу, включающую: исследовательскую поездку по Дагестану, общение с местными жителями и создание художественной работы. С 2023 г. “Дербент Вино” проводит совместный с “СИЛЬНО” open-call, предоставляет гранты художникам из Дагестана на участие в резиденции и оплачивает материалы на создание работ.
После прохождения программы проходит итоговая выставка на одной из общественных площадок в Дербенте. После работа участника переходит в формирующуюся коллекцию искусства “Дербент Вино”. Объекты двух художниц уже представлены на территории завода.
Программа дает возможность дагестанским художникам получить новые знания в сфере современного искусства, решиться на эксперименты, попробовать новые методы работы. Для нас очень важно поддерживать местное художественное сообщество, как финансово, так и информационно. Участие в “Ночи заводов” тоже отчасти об этом.
- Мы общались с победительницей первого совместного open-call художницей, сценографом и дизайнером — Гасановой Реной (прочитать интервью можно здесь). Результатом ее участия в резиденции стала работа “Внутри”, которая теперь хранится в банке объектов искусств "Дербент Вино". Там же находится работа еще одной участницы резиденции — Джамили Шах. Вопрос — для чего людям, пришедшим попить вина и посмотреть производство, знакомиться с искусством? Считаете на это есть запрос?
Возможно, изначально посетитель и не идет на завод за искусством. Но работы художников так или иначе, являются размышлениями о местной культуре, истории, визуальных образах, звучании и т.д. Поэтому для гостей винодельни искусство может дополнить его впечатления о регионе, возможно, подсветить те моменты, мимо которых он прошел. Художники все-таки гораздо внимательнее и тоньше считывают реальность.
Для посетителя работы художников на заводе — возможность посмотреть на мир через оптику художника, больше проникнуться местом и, чего греха таить, вином. Вино ведь не существует опосредованно само по себе. Оно создается в определенных природных и культурных условиях. Понять и почувствовать эту связь можно и через искусство.
- Ну и последний вопрос, тире размышление. Северный Кавказ — не тот регион, который в сознании связан с искусством, крупной промышленностью, да и вином тоже, чего уже там. А тут мы видим потрясающую пластичность — как консервативный регион, с традиционным обществом расширяет границы понимания вина и задает тон для других. Как это получилось?
Это вопрос скорее не ко мне (смеется). Я на самом деле тоже впечатлена. Когда первый раз приехала в Дербент, он меня поразил своей многослойностью, многогранностью — здесь и древнейшая история (официально считается, что городу 2000 лет, но некоторые раскопки указывают на то, что ему намного больше - около 5000 лет), и смешение разных религиозных культур, и виноделие, и потрясающая природа. В это невозможно не влюбиться. И самое важное, что все это небезразлично населению.
Инвесторы, руководство завода — все они так или иначе, связаны с этим местом, гордятся своими корнями, и готовы много трудиться, чтобы развивать родной край. Это вызывает уважение и очень заряжает. Получилась история про бизнес с большой любовью к месту, в котором он создается.