Найти тему
Дербент Вино

Художница Рена Гасанова: про арт-маршрут по Дагестану, переезд в Москву, национальные символы и силу места

Оглавление

Наш родной край — Дагестан. Здесь наши история, корни и идентичность. В каждой бутылке вина, которую мы выпускаем, звучит признание в любви своей родине. Помимо природной красоты, у Дагестана древняя и самобытная культура, наша цель — сохранить и популяризировать ее. Мы провели open call совместно с арт-резиденцией “СИЛЬНО”. Его победителем стала художник, сценограф и дизайнер — Гасанова Рена.

“Дербент Вино” покрыли основную сумму расходов для ее участия в резиденции, результатом этого стал проект “ВНУТРИ”. Его представили на выставке “Карта памяти”, которая прошла в Дербенте 16-18 января. Мы созвонились с Реной, чтобы обсудить ее творчество, современное искусство Дагестана и гений места.

- Рена, 16 января закончилась выставка “Карта памяти” от арт-резиденции “СИЛЬНО”. По горячим следам, расскажите как все прошло.

- Это был очень интересный опыт. Резиденция дала возможность посмотреть на родной город под другим углом, отрефлексировать свои переживания от Дербента и Дагестана. Получился одновременно взгляд снаружи — как наблюдателя, и изнутри — как его жителя. Результатом стала моя инсталляция «Внутри». Сама выставка прошла хорошо. Я переживала, не знала, как люди будут воспринимать работу, но быстро получила ответ. Во время монтажа рабочие заинтересовались моим проектом, они обсуждали, строили предположения, задавали вопросы. Это простые люди, но инсталляция — ее смысл, затронул каждого из них. Мое послание было услышано, для художника это счастье.

- На участие в арт-резиденции вы выиграли грант от “Дербент Вино”. Почему вы захотели быть в этом проекте?

- Я давно следила за резиденцией, было интересно наблюдать за тем, что они создают. Как современному художнику мне важно отходить от догм и шаблонов классического представления об искусстве. Я хочу высказываться новыми методами. Резиденция как раз об этом.

- Результатом стала ваша работа “Внутри” — это инсталляция из камней в золоте. Расскажите о ней.

- История Дербента многослойна. У нее много углов и граней, которые хочется разглядывать ближе, это я и попыталась сделать. Получилась рефлексия на тему отношения дербентцев к своей истории и культуре. Для работы я выбрала родной для каждого горожанина камень — дербентский ракушечник. Из него построена историческая часть города — дома в районе Магалы, стены крепости Нарын-Кала. Под слоем многовековой истории (Дербенту 5000 тысяч лет) он стал золотым, превратился в ценность.

Фото: Катя Краева
Фото: Катя Краева

Еще здесь отсылка к наивному украшательству домов золотыми изделиями и лепниной. Мне стало интересно, почему жители не берегут историю, добавляют в нее чуждые элементы. Почему не хотят сохранить ее первозданный облик.

- В создании работы принимал участие ваш дедушка, потомственный строитель — Мамедов Бедратдин. Чья это была идея?

- Когда я начала склеивать инсталляцию, поняла, что сама не справлюсь. Нужен человек, который имеет опыт работы с ракушечником. Ну а у кого еще просить помощи, как не у дедушки?! Ему 83 года, за всю жизнь он построил огромное количество домов в Дербенте. Теперь его руки создали арт-объект, вот вам снова и история, и преемственность, и корни.

Фото: Катя Краева
Фото: Катя Краева

- Ваша работа перешла в коллекцию «Дербент Вино» и скоро будет представлена для обозрения гостей завода. Не жалко было расставаться?

- Что вы, я очень рада! Люди смогут увидеть ее, работа будет жить, “задавать вопросы”, напоминать о важном.

- Рена, как вы считаете, виноделие — это искусство?

- Конечно, это же творческий процесс. Чтобы создать хорошее вино, нужно вложить в него душу, а там, где душа, там и искусство.

-6

- Вы родились и выросли в Дербенте. Что отличает этот город от Махачкалы, в которой вы сейчас живете?

- Ритм, люди. Махачкала — столица, здесь все быстро, суетно, а Дербент расслаблен под тысячелетиями своей истории. Плюс в этих городах у людей разный менталитет — в Дербенте восточное общество, а Махачкала — это Северный Кавказ. Дербентцы мягкие, открытые, но живут обособленно, общинами, в Махачкале люди более открыты для других наций.

- В Махачкале вы работаете в “Театре поэзии”. Какой он - современный дагестанский театр?

Да, я второй год работаю в этом театре сценографом. Дагестанский театр он традиционный, опирается на классическую школу. Современность ему не чужда, но все же это “олдскул”. Такой театр понятен нашему зрителю.

-7

- Можете назвать точки, обязательные к посещению, человеку, который интересуется искусством Дагестана? Составить этакий культурный арт-маршрут.

- В Дербенте надо обязательно посетить крепость Нарын-Кала, погулять по Магалам, сходить на постановку в “Лезгинский театр”. В Махачкале прекрасный Театр кукол, Театр оперы и балета, Русский театр, Кумыкский театр, Театр Поэзии, конечно). В Пространстве “Темп” проходят интересные перформансы. Для начала этого будет достаточно).

- Рена, ну и напоследок — не планируете ли вы переезд в Москву или Санкт-Петербург, где для художника гораздо больше возможностей?

- Нет! Я люблю родину, наших людей — их темперамент, душевность. Поехать поучиться, да, но жить хочу только в Дагестане.