Найти в Дзене
Открытая семинария

Белый царь: всему свое время

Оглавление

Продолжаем новый цикл - наставления царя Соломона нам и Белому царю. Сегодня мы читаем вместе третью главу Екклесиаста. Это, наверное, одна из самых популярных, читаемых глав Ветхого Завета, а то и всего Священного Писания. На эту главу написаны песни и стихи. Но это - не просто красивые слова не просто священная поэзия. В этих словах заключен глубочайший смысл, который в полноте своей раскрывается во времена Белого царя и нас - его поколения. Прочтем эти слова, как хлеб ежедневный насущный, и в конце предложу свои краткие комментарии.

Екклесиаст 3 глава

1 Всему своё время, и время всякой вещи под небом:

2 время рождаться, и время умирать; время насаждать, и время вырывать посаженное;

3 время убивать, и время врачевать; время разрушать, и время строить;

4 время плакать, и время смеяться; время сетовать, и время плясать;

5 время разбрасывать камни, и время собирать камни; время обнимать, и время уклоняться от объятий;

6 время искать, и время терять; время сберегать, и время бросать;

7 время раздирать, и время сшивать; время молчать, и время говорить;

8 время любить, и время ненавидеть; время войне, и время миру.

9 Что пользы работающему от того, над чем он трудится?

10 Видел я эту заботу, которую дал Бог сынам человеческим, чтобы они упражнялись в том.

11 Всё соделал Он прекрасным в своё время, и вложил мир в сердце их, хотя человек не может постигнуть дел, которые Бог делает, от начала до конца.

12 Познал я, что нет для них ничего лучшего, как веселиться и делать доброе в жизни своей.

13 И если какой человек ест и пьёт, и видит доброе во всяком труде своём, то это — дар Божий.

14 Познал я, что всё, что делает Бог, пребывает вовек: к тому нечего прибавлять и от того нечего убавить, — и Бог делает так, чтобы благоговели пред лицом Его.

15 Что было, то и теперь есть, и что будет, то уже было, — и Бог воззовёт прошедшее.

16 Ещё видел я под солнцем: место суда, а там беззаконие; место правды, а там неправда.

17 И сказал я в сердце своём: «праведного и нечестивого будет судить Бог; потому что время для всякой вещи и суд над всяким делом там».

18 Сказал я в сердце своём о сынах человеческих, чтобы испытал их Бог, и чтобы они видели, что они сами по себе животные;

19 потому что участь сынов человеческих и участь животных — участь одна: как те умирают, так умирают и эти, и одно дыхание у всех, и нет у человека преимущества перед скотом, потому что всё — суета!

20 Всё идёт в одно место: всё произошло из праха и всё возвратится в прах.

21 Кто знает: дух сынов человеческих восходит ли вверх, и дух животных сходит ли вниз, в землю?

22 Итак, увидел я, что нет ничего лучше, как наслаждаться человеку делами своими: потому что это — доля его; ибо кто приведёт его посмотреть на то, что будет после него?

-2

Комментарий ОС

Начнем с утверждения Соломона о том, что всему свое время. Мудрость, оказывается, состоит не в том, чтобы делать одно и не делать другого, и всеми силами цепляться за это, как за догму. Мудрость состоит в том, чтобы знать, различать - когда поступать так, а когда - эдак. Если вы помните, то в поучениях к Белому царю от Эммануэля Лалланда о "Дао Царе" (Белом царе) говорится о том, что этот человек будет казаться людям поначалу "нетвердым", что он будет "глубоко обдумывать" самые, казалось бы, простые вещи, что будет каждую ситуацию вмещать в себя, а потом уже выдавать свой ответ. Притом ответ этот может быть различным - в зависимости от публики и ситуации. Что и создает для некоторых видимость "нетвердости" Белого царя.

Но в этом - великий урок для нас:

1 Всему своё время, и время всякой вещи под небом:

2 время рождаться, и время умирать; время насаждать, и время вырывать посаженное;

3 время убивать, и время врачевать; время разрушать, и время строить;

4 время плакать, и время смеяться; время сетовать, и время плясать;

5 время разбрасывать камни, и время собирать камни; время обнимать, и время уклоняться от объятий;

6 время искать, и время терять; время сберегать, и время бросать;

7 время раздирать, и время сшивать; время молчать, и время говорить;

8 время любить, и время ненавидеть; время войне, и время миру.

-3

Оказывается, что мудрость состоит не в том, чтобы всегда делать, или никогда не делать чего-то - но в том когда и что делать. Над какими-то вещами мы не властны - такими как рождаться и умирать - но и им есть свое назначенное Богом время. Есть, оказывается, даже время убивать!

Приведу пример с Григорием Ефимовичем Распутиным. Григорий Ефимович, как известно, предупреждал про ту войну, которая еще тогда не наступила, но которую мы знаем как Первую Мировую - что не надо в нее ввязываться, что на долгие десятилетия она разрушит Россию, убьет царскую семью. Об этом много написано, много сохранилось свидетельств. Здесь, фактически, в вопросах мира и войны и разошлись его пути и с церковными иерархами, и с элитой общества, и с военными. Все они желали, жаждали войны и толкали народ на баррикады с одним требованием: войны. И только один человек был против - Григорий Ефимович - и сдерживал он это безумие с 1911 по 1914 - три с половиной года.

Но когда война началась, то тот же Григорий Ефимович призывал вести ее до конца - до победного конца. Война началась - и, увы, надо было признать: время войне! Это был удивительный шанс, Богом данный - спасти Россию. Но и тут не послушали Григория, и стали искать непонятно зачем нужного "мира", который по сути сливал Россию Западу. Почему большевики и прочая нечисть так спешили закончить войну - на самых невероятно невыгодных для России условиях? Чтобы раздать все, что можно из России западу.

Вот, не послушали помазанника Божия, который говорил - когда чему время - и профукали и веру, и царя, и отечество. Григорий Ефимович не был слепым пацифистом - толстовство, или поцифизм ради поцифизма, привело к тому, что значительная часть офицеров и интеллигенции решила не участвовать в защите своей веры, своего царя, и своего отечества - от революционной смуты. Они думали, что нет и не может быть "времени войне" - и тем самым обрекли свое отечество на череду кровопролитнейших войн, стоивших России-Матушке десятков миллионов жизней. А все потому, что поцифистки пощадили несколько десятков злодеев-революционеров, которых потом все равно, но ужасно жестоко, прикончат свои же. Сталинская чистка никого не оставила.

-4

Григорий Ефимович понимал, знал, что если войну, которую начали, вот так бросить - то она приведет к многократно большим жертвам и потерям, и снова вспухнет, через 25 лет (это его пророчество) после его смерти (что и произошло в 1941-ом!) и снова с теми же немцами, но на этот раз будет в сто раз страшнее, если теперь Первую войну не довести до конца... Не довели... Нужно извлечь урок из этого - чтобы вновь не попасться в ту же ловушку.

Вот что к примеру писал Гурко, который хорошо знал Григория: «Относясь очень отрицательно к самому факту войны с Германией, утверждая даже, что, если бы он был при Царе в дни, предшествовавшие войне, он убедил бы его войны отнюдь не допускать, Распутин наряду с этим говорил, что, коль скоро войну начали, необходимо довести ее до победы».

Посол Франции в России Морис Палеолог в своем дневнике записал о беседе с Распутиным: «Среда, 24 февраля 1915 г:

Посол Франции в России Морис Палеолог
Посол Франции в России Морис Палеолог
— Ты прав... - сказал старец - Мы должны сражаться до победы.
— Я рад слышать, что ты это говоришь, потому что я знаю нескольких высокопоставленных лиц, которые рассчитывают на тебя, чтобы убедить Императора не продолжать более войны.
Он смотрит на меня недоверчивым взглядом и чешет себе бороду. Затем, внезапно:
— Везде есть дураки!
— Что неприятно — так это то, что дураки вызвали к себе доверие в Берлине. Император Вильгельм убежден, что ты и твои друзья употребляют все ваше влияние в пользу мира.
— Император Вильгельм? Но разве ты не знаешь, что его вдохновляет дьявол? Все его слова, все его поступки внушены ему дьяволом. Я знаю, что говорю, я это знаю! Его поддерживает только дьявол. Но в один прекрасный день, внезапно, дьявол отойдет от него, потому что так повелит Бог, и Вильгельм упадет плашмя, как старая рубашка, которую бросают наземь.
— В таком случае, наша победа несомненна... Дьявол, очевидно, не может остаться победителем.
— Да, мы победим. Но я не знаю, когда... Господь выбирает, как хочет, час для своих чудес. И мы еще далеки от конца наших страданий: мы еще увидим потоки крови и много слез..."

"Время войне, и время миру" - если этого не понимать, то можно утонуть в войнах, как в болоте. Но, слава Богу, есть конец войны, и есть время мира. В предыдущих публикациях этого цикла мы говорили о том, что царство Давида ознаменовалось войнами и пролитием многой крови. Эти войны, очевидно, были нужны - так как они защитили народ Божий от внешних врагов, постоянно притесняющих народ Божий. Но Соломон, как и Белый царь в конце, приходит "по окончании войны зело страшной". И приходит мир. Кстати, имя "Соломон" означает буквально "мир".

Не сделать что-то тогда, когда пришло этому время, как и сделать что-то, когда не пришло этому время - есть не просто глупость, но грех. Только святой человек может различать времена. Поэтому Бог и призыает Белого царя, да и всех нас - к святости. Святость - это не постоянство в аскезе, но мудрость понимать и делать - когда "время плакать", а когда - "время смеяться".

Вот, за этим в общем-то емким, но пространным для публикации комментарием, остается мало место для комментария остальной части третьей главы. Суммировать ее можно словами самого Соломона: "И если какой человек ест и пьёт, и видит доброе во всяком труде своём, то это — дар Божий". То есть речь идет о святости и счастье - как о способности к благодарности. Человек неблагодарный несчастлив будет и во дворце (это случалось и с Соломоном), а человек благодарный увидит доброе, за что благодарить Бога, и в тяжелом труде.

Соломон также вновь поднимает тему цикличности истории, которую он начал еще в первой главе, с первых слов этой книги. В третьей главе он утверждает: "15 Что было, то и теперь есть, и что будет, то уже было, — и Бог воззовёт прошедшее."

Но здесь, кроме цикличности истории, начинает проходить и другая важная мысль, которую Соломон последовательно, шаг за шагом, глава за главой вкладывает в нас: есть место Божьему Суду, наступит время ("всему свое время"), когда Бог "воззовет прошедшее" на Суд. Интересно, что написал это Соломон в контексте последующей фразы фразы: "16 Ещё видел я под солнцем: место суда, а там беззаконие; место правды, а там неправда. 17 И сказал я в сердце своём: «праведного и нечестивого будет судить Бог; потому что время для всякой вещи и суд над всяким делом там».

-6

Вот в этом свете и необходимо рассматривать и остаток этой главы - в контексте Суда Божия. Некоторые считают, что принадлежность к какой-то религии, какой-то секте делает человека "спасенным", дает "пропуск" душе в рай. Но Соломон утверждает, что сам по себе человек есть животное, и никто не знает, будет ли участь сегодняшнего уважаемого фарисея или священника - завиднее участи животных. Потому что кто знает - Бог знает - куда им надлежит попасть.

Много и другой мудрости заложено в этой главе - удивительно практичной мудрости. Но пусть Дух Святой поможет вам увидеть еще многое доброе из того, чего мы не коснулись в нашем кратком комментарии. И помните: написано это для нас, поколения, которое увидит еще время мира, время Царства. Время разрушать Царство (1917), и время Царство вновь (2025) строить.