В прошлой статье я писала о том, что ещё во время нашествия татаро-монгольского ига аланы разделились на два лагеря, те, которые упорно противостояли завоевателям и те, которые преклонили головы перед ним.
Аланские феодалы, изъявившие желание покорно служить татаро-монголам, были наделены монгольскими ханами различными полномочиями. Им выделялись земли, а также плата за то, что эти асы пойдут против освободителей. (Аланы перед татаро-монголами головы преклоняли?)
Были и такие аланские феодалы, которые получили право на «быдыргъ».
Сейчас объясню, что это такое. «Быдыргъ» - шест или палка, которую представитель феодальной верхушки получал от хана или мирзы в качестве грамоты, то есть это было свидетельство его безграничных прав над принадлежавшим ему населением Алании. Что алан-феодал делал с этой палкой? Так вот, обладатель такого «шеста» мог всячески поступать с подвластными ему людьми. (Когда Скифия была мощной державой? Живут ли скифы по сей день?)
Если феодал был разгневан, он мог воткнуть эту «палку» («быдыргъ») у порога человека, который вызвал гнев у аланского землевладельца и с этого периода жизнь в доме этой семьи алан замирала. Если быть точнее, то через порог никто из членов семьи уже не мог больше переступить: ни войти, ни выйти и даже сходить за водой воду.
Эта семья обрекалась на ужасную голодную смерть. Лучшее, что могло быть для них, это скоропостижно сбежать из дома, оставив родной очаг и больше никогда не возвращаться.
Такой произвол в виде «быдыргъ» переходил из поколения в поколения и был унаследован осетинской верхушкой, что давало право им так поступать со своим собственным народом. Существовал «быдыргъ» вплоть до отмены крепостного права.
В своё время профессор Г. А. Кокиев писал следующее:
Если крепостной крестьянин чем-нибудь не угождал своему феодалу – несвоевременно уплатил оброк, неаккуратно отбывал барщину, потравил ниву или луг феодала, или просто не оказал ему почтение, - последний сажал кол – символ своей власти – на ниве или покосе крестьянина со словами: «Мае быдыргъ дае хуымы» (т.е. «быдыргъ» мой на твоей пашне!») и тем самым накладывал запрет на покос или ниву крестьянина. Феодал также мог наложить запрет на любой хозяйственный предмет – корыто, скот и пр. И крестьянин не имел права пользоваться этими предметами, пока с них не снимался запрет. Крестьянин вынужден был пользоваться месяцами корытом или скотом своего соседа…