Найти тему
Time Out

Что значит имя! 10 отличных экранизаций Уильяма Шекспира

Оглавление
Кадр из фильма «Ромео + Джульетта»
Кадр из фильма «Ромео + Джульетта»

459 лет назад, в апреле 1564 года, родился Уильям Шекспир. Точная дата его рождения неизвестна, зато известна дата крещения — 26 апреля. Театральных переложений пьес Шекспира великое множество: новый «Гамлет» появляется чуть ли не каждые пять лет, а «Двенадцатую ночь» за последние четыре столетия поставили практически на всех подмостках мира. Не избежал участи экранизации великого драматурга и кинематограф. Time Out вспомнил 10 фильмов, где мелькает тень Шекспира.

10. «Юлий Цезарь» (Julius Caesar), реж. Джозеф Манкевич, 1953

-2

Среди бесконечного множества почти буквальных, до консервативности основательных шекспировских экранизаций мало равных фильму Манкевича, снятому со всем архаичным лоском золотой эры Голливуда.

Главный таран в этом историческом эпосе занимает место на фланге — лобовое исполнение роли Марка Антония Марлоном Брандо. Это уже не раненый маскулинный зверь из «Трамвая “Желание»», но почти античный секс-символ.

10 фильмов с Марлоном Брандо: путь великого актера

12 случаев, когда режиссеры заставили актеров пройти через ад

Цезарь, джентльмены и чумной доктор: 5 великих пьес для домашнего чтения

9. «Ран» (Ran), реж. Акира Куросава, 1985

-3

«Люди — мухи. Им боги любят крылья отрывать», — говорил шекспировский король Лир. Акира Куросава, скрестивший трагедию о кризисе человечности с легендами о японском военачальнике XVI века Мори Мотанари, транслирует еще более разочарованное мировоззрение. В его «Ране» мухи сами яростно друг друга пожирают на глазах беспомощных богов. Это история борьбы за власть — снятая на контрасте основных цветов панорама всеобщей боли.

5 лучших фильмов Акиры Куросавы — главного самурая мирового кинематографа

10 старых японских фильмов, похожих на советские фильмы

8. «Ромео + Джульетта» (Romeo + Juliet), реж. Баз Лурман, 1996

-4

Если Франко Дзеффирелли в 1968 году снимал самую печальную повесть на свете, пропитав ее почти диснеевским романтизмом, то Баз Лурман воспользовался историей несчастных влюбленных, чтобы свести воедино всю поп-культуру 1990-х.

Рэп Западного побережья и прически как у бойз-бэндов, Ди Каприо и Дэйнс, клиповый монтаж и непоседливый ритм — это уже не опера, но хип-хопера.

Когда был Лео маленький. 9 ролей Леонардо ДиКаприо до «Титаника»

7. «Буря» (The Tempest), реж. Дерек Джармен, 1979

-5

Никто и не ждал от Дерека Джармена, что он будет следовать тексту последней пьесы Шекспира, но британец ухитрился уйти от первоисточника столь радикально, что идеально уловил его буйную, языческую энергию в богемных эксцессах 1970-х. Шекспир не писал музыкальный номер с морячками под песню Stormy Weather — но он бы одобрил.

«Люк, я твой отец»: 7 спойлеров, о которых знают все

5 фильмов с уникальным саунд-дизайном

6. «Ричард III» (Richard III), реж. Лоуренс Оливье, 1955

-6

Славу главного толкователя Шекспира не только в театре, но и в кино Оливье принесли «Генрих V» и «Гамлет» — но свой самый эффектный выход в кино по Барду британец приберег на свою третью экранизацию (в качестве не только звезды, но и сценариста и режиссера).

Это гротескный и упоительный бенефис — Оливье играет короля-горбуна харизматичным исчадием ада, почти панк-идолом. Его «Ричард III» и сейчас смотрится прогрессивнее любых шекспировских опусов Кеннета Браны, главного современного подражателя Оливье.

Потомки сэров и пэров: настоящие джентльмены кинематографа

Все могут короли? 10 сериалов о жизни венценосных особ

20 великих британских фильмов

5. «Мой личный штат Айдахо» (My Own Private Idaho), реж. Гас Ван Сент, 1991

-7

Шекспир как гранж. Не менее эффектно, чем Том Стоппард в «Розенкранц и Гильденстерн мертвы» (также одной из достойнейших ревизионистских версий Шекспира), но с большим чувством, Ван Сент берет шекспировский сюжет и резко смещает его фокус.

Адаптируя куски дилогии «Генрих IV» под историю парня из Сиэтла, Ван Сент делает главным героем не наследника или фальстафовского типа приживалу, а друга-нарколептика (хрупкий Ривер Феникс), обреченного быть приманенным и брошенным.

50 лет со дня рождения Ривера Феникса: жизнь и смерть главного таланта поколения

4. «Король Лир», реж. Георгий Козинцев, 1971

-8

Тоталитарная по своему почти библейскому размаху эпическая драма Козинцева (не в меньшей степени по переводу Пастернака, чем по Шекспиру) — пожалуй, лучшая экранизация «Лира» даже в сравнении с Куросавой и вышедшим в том же 1971-м фильмом Питера Брука. Юри Ярвет играет утрату власти как конец света — но Козинцева даже больше, чем трагедия властителя, интересует неизбежно следующая за этим катастрофа целого народа.

Отголоски прошлого века. 5 черно-белых фильмов для серого вечера

Диккенс на экране: 5 лучших фильмов, снятых по книгам английского писателя

3. «Трон в крови» (Kumonosu Jô), реж. Акира Куросава, 1957

-9

Одна из самых красивых и мощных во всей истории кино сцен смерти главного героя приходится на эту резкую, по-уэллсовски играющую со светотенью и возможностями черно-белой палитры кадра версию «Макбета» от Куросавы.

Нескучная классика: 6 неожиданных спектаклей по классическим произведениям

Японский классик не только транслировал через самурайский эпос основную тему пьесы Шекспира о неизбежности костра амбиций, но и недвусмысленно сравнил классическую трагедию с реальной, еще толком его поколением не изжитой. Тосиро Мифунэ здесь играет не только похожего на Макбета сегуна, но и типичного кровавого тирана XX века.

2. «Макбет» (Macbeth), реж. Роман Полански, 1971

-10

Возвышенный пафос грехопадения Макбета Роман Полански, который тогда только что пережил убийство своей жены Шерон Тейт, низводит до низменного, почти первобытного спектакля боли и ужаса.

И все чаще появляется нож: 10 лучших фильмов Романа Полански

Это эффектное, яростное, почти галлюциногенное по контрастности красок и актерской игры кино, которое заканчивается жуткой сценой декапитации. Шекспир еще никогда так не напоминал хоррор, как в следующем после нее кадре — который Полански снял словно глазами свежеотсеченной головы своего Макбета.

1. «Фальстаф» (Chimes at Midnight), реж. Орсон Уэллс, 1965

-11

Бессмысленный, трусливый толстый клоун в обеих частях «Генриха IV», Фальстаф становится интереснейшей, многосложной центральной фигурой в экранизации Орсона Уэллса.

Снимавший на огрызки бюджета и вынужденный то и дело прерываться Уэллс должен был выкручиваться — и это, возможно, самая изобретательная вариация на тему Шекспира, при всей скромности постановки впечатляющая живописностью.

25 лучших сериалов «Би-би-си»

Настоящие рыцари: 7 актеров, удостоенных высоких титулов

7 фильмов о том, что значит быть актером

Ракурсы камеры столь же авангардны, как в «Гражданине Кейне», батальные сцены много лет спустя вдохновили «Храброе сердце» — неудивительно, что сам Уэллс считал именно этот фильм своим лучшим.