Можете вспомнить и напеть хотя бы одну «пресную» песню? Скорее всего нет – такие произведения проходят мимо, не цепляя нас. Чтобы произведение не стало занудным и невыразительным его следует приправить вокальными приёмами, другими словами – вдохнуть в песню жизнь!
Именно эмоции исполнителя (изменение дыхания, силы и громкости звука, способа звукоизвлечения) раскрашивают музыкальное произведение яркими красками. Однако неосознанное использование различных методик может привести не только к вокальным «промахам», но и к травмированию голосовых связок. Как этого избежать?
● изучать механизмы звукоизвлечения;
● использовать приемы известных исполнителей;
● регулярно тренироваться.
Рассмотрим основные вокальные техники.
Атака звука
Здесь чередуются твердая, мягкая и придыхательная атака для дополнительной окраски голоса. Это заметно у Бритни Спирс в хите «One more time».
Вибрато
С помощью регулировки подачи воздуха и работы диафрагмы осуществляется колебание тона звука вокруг одной ноты, как у Демиса Руссоса. Упражнений для тренировки вибрато существует много – занимайтесь в своё удовольствие!
Микст
Использование микста позволяет петь высокие ноты так же ярко, как привычные, средние для своего диапазона, без риска сорвать голос. Яркий пример — Гвен Стефани в припеве песни «Don't speak».
Найдете свой микстовый регистр — легко освоите большую часть вокальных приемов!
Глиссандо
Прием плавного скольжения к ноте сверху или снизу. Без этих слайдов не обошлась солистка The Cranberries при исполнении песни «Zombie». Поверьте, приобрести это умение не так уж трудно!
Бэлтинг
Техника вывода звука на «мощный уровень», как в последнем припеве «I will always love you» Уитни Хьюстон. Научиться выводить звук через твердое небо несложно, главное — договориться с соседями.
Мелизмы
Способ быстрого перехода между соседними нотами без нарушения ритмического узора песни, как в начале второго куплета «Halo» у Бейонсе. Смысл тренировки сходится к переходу от самого медленного пропевания «ступенек» к быстрому.
Обертоновое пение (гармоническое или горловое пение)
Эту вокальную технику можно отнести к особому виду медитации. Извлечение звука требует непривычного положения гортани.
Горловое пение ассоциируется с шаманскими обрядами. Освоение такого мастерства позволит вам попробовать необычное исполнение популярных песен. Яркий пример — музыкант Kuular с кавер-версией «Numb».
Тванг
Окраска звука с помощью звучания «в нос». Так звучит Сиа в начале песни «Chandelier». Насыщенное, звонкое использование тванга требует практики.
Филировка звука
Это динамические переходы: крещендо — увеличение громкости и диминуэндо — снижение. Такой прием вы обнаружите в любой песне, где есть длинные протяжные ноты, например, у Кристины Агилеры в песне «Hurt». Обратите внимание на филировку звука и тренируйте, добавляя эмоции, меняя скорость.
Всех способов украсить песню, вдохнув в неё эмоции не перечесть – их слишком много! Например, есть вообще отдельное направление - имитация инструментов (битбокс), элементы которого применяются и в эстрадном исполнении, а иногда превращаются в неповторимые произведения.
Мы используем множество вокальных техник - всё зависит от жанра песни и нашего воображения. Например, в песне «New Day», из второго альбома, в конце используется обертоновое пение, восточные мотивы, а в песне «Remember» - частые перемены позиций голоса, особенно в начале, из chest voice в head voice. Однако могу сказать, что мы никогда не задумываемся какую технику мы будем использовать для песни заранее, всё приходит с вдохновением! Каждая техника отвечает за определённую эмоциональность и атмосферу!
Голос — это особый музыкальный инструмент исполнителя. Он требует настройки, постоянного совершенствования и бережного отношения. Подключение живых эмоций и желание передать слушателю свои чувства — всё это поможет сделать песню яркой и запоминающейся!
Какие вокальные техники вы уже используете, а какими хотели бы овладеть? Делитесь в комментариях!