Найти тему
Точка Джокера

История одного путешествия. Большой Алтай (часть 32)

СТИХИЯ ВОЗДУХ. КАЙЧИ.

Есть в алтайской культуре ещё один значимый персонаж, который по своему могуществу может сравниться с шаманом, но пути их никогда не пересекаются – это Кайчи – по-алтайски «сказитель». Иными словами, Кайчи – это поэт и певец, знаток народного эпоса, исполняющий свои произведения с помощью горлового пения (кай), сопровождая его игрой на специальном музыкальном инструменте – топшуре.

Войлочная фигурка Кайчи, которую я увидела в гостях у прекрасной Санару в её этническом центре на Телецком озере. Этот Кайчи уехал со мной в Москву 😊
Войлочная фигурка Кайчи, которую я увидела в гостях у прекрасной Санару в её этническом центре на Телецком озере. Этот Кайчи уехал со мной в Москву 😊

А теперь обо всем по порядку.

Также, как и шаманом, стать кайчи непросто, должно сойтись воедино несколько важных условий. Во-первых, нужно владеть искусством горлового пения (его называют кай), что само по себе считается даром Духов. Способности к каю, также, как и к камланию, ощущаются человеком с детства и проявляются как некий зов – желание слушать такое пение и петь самому, а также склонностью к запоминанию длинных текстов, ведь эпические произведения могут исполняться кайчи на протяжении нескольких лет и обязательно должны быть пропеты до конца. Существует несколько техник горлового пения. Низкий стиль (каргыра) рождается в теле человека на уровне живота и поясницы (я бы сказала в центре воли) и является по своему звучанию самым мощным, словно звук камнепада в горах. Второй стиль — (комей), идёт из горла и оборачивается более высокими звенящими звуками. И третий стиль – самый высокий (самыксы) подобен звукам ветра. Настоящий кайчи владеет всеми тремя техниками, виртуозно переходя с одного на другой, безошибочно на уровне интуиции определяя когда следует это сделать.

Второе условие искусства кайчи – сама манера и техника исполнения и здесь речь идёт уже не о голосе. Играя интонациями, кайчи очень красочно передаёт слушателям всю атмосферу исполняемого эпоса – характеры героев, пейзажи и ожившие картины происходящих по сюжету событий. Говорят, чтобы стать настоящим кайчи надо уйти в горы и встретиться с Хозяином. Те, кто получает его «благословение» и покровительство становятся настоящими Мастерами. Кайчи не просто исполняет песнь, в этом процессе он обращается к Духам, к природе, к воздуху и всему живому. Звуки кай схожи со звуками природы, во время пения рождаются вибрации, которые обладают целительным воздействием на тело и душу слушателей. Традиционная поза кайчи при исполнении эпоса – поза лотоса, которая во многих культурах считается наиболее правильной для погружения в медитативный транс. Совершенно точно можно сказать, что кайчи погружают своих слушателей в поток и сами пребывают в нём, по сути, в том же самом состоянии изменённого сознания, что и шаманы, вот только уровень вибраций и аудитория Духов для общения у них разная. Именно поэтому они друг с другом не пересекаются. Всему своё время и место. Иными словами, «мамы всякие нужны, мамы всякие важны».

Третьим условием является наличие у кайчи хорошего топшура. Топшур для кайчи, подобно шаманскому бубну, это своего рода проводник в красочный мир народного эпоса, Духов, и природы. Также, как и в ситуации с бубном – смастерить его целая наука. Топшур представляет собой деревянный музыкальный инструмент, по форме напоминающий округлую балалайку с длинным и тонким грифом, и имеющий две струны. Самым лучшим материалом для топшура является лиственница или кедр. Кстати, лучше, если лиственница будет опалена молнией, тогда в результате выделения смолы изменится структура древесины, инструмент станет более влагоустойчив и его звучание не будет зависеть от изменения влажности в воздухе.

Топшур. Фото: Интернет
Топшур. Фото: Интернет

Кедр же на Алтае считается священным деревом, поэтому нужно не забыть предварительно повязать на выбранное дерево ленту и попросить разрешения отщепить часть древесины для изготовления инструмента.

Корпус топшура обтягивают тонкой телячьей кожей и натягивают струны, изготовленные из конского волоса белого цвета. Говорят, что волос надо брать из хвоста жеребца, но он не должен быть ленив и вял, а то и топшур будет звучать тускло и невнятно. Коню следует быть быстрым и резвым, инструмент тогда будет мощным и звонким.

Сейчас настоящих кайчи на Алтае осталось мало, в основном, они все продолжают традиции семейных династий. Наиболее известный и почитаемый на Алтае Кайчи – Григорий Алексеевич Калкин, его называли «Гомером двадцатого века». Он умер в 1998 г. в возрасте 73 лет. В настоящее время большую популярность имеет ансамбль кайчи «АлтайКай», который успешно гастролирует по всему миру.

Несмотря на то, что за окном 21 век, выступления кайчи до сих пор является любимым для алтайцев национальным событием. Пение сказителей у костра даже может затянуться на несколько часов, унося слушателей в глубину веков вслед за героями древних сказаний.

(продолжение следует)