Найти в Дзене
Такое бывает

Любаня

Фото из интернета
Фото из интернета

Любаня никогда не отличалась большим умом, даже наоборот, все говорили, что она просто дурочка. Она и правда, как бы это помягче сказать, была слишком уж "своеобразной". Вроде и полной дурой назвать нельзя, но порой разговаривала и вела себя ни как взрослая женщина, а как маленький ребёнок.
Люба с детства такая, росточком маленькая, худенькая, белокурая, смешливая. Очень хорошенькая, а вот сообразительности - никакой. Да и неинтересно ей учиться - ничего она в этой учёбе не понимает, ну никак не даётся ей ничего, чему пытаются её научить.

Но зато в работе ей равных нет. Любаня с детства трудится, как ломовая лошадь. Во дворе прибрать, дров нарубить, травы накосить, печь натопить, всё перемыть, перечистить, перестирать - вот это её. Она наравне со взрослым мужиком любую тяжёлую работу выполнит.
Всё перемоет, приберёт, но вот уют создать из всего этого, а уж тем более что-то приготовить поесть - вот тут - полная засада. Ну никак ничего этого ей не удаётся. Не умеет, не получается у неё это. Никогда не может понять и запомнить, что в этот суп класть надо, как его варить, зачем то или другое туда надо, сколько и, тем более, в каком порядке. Это всё для неё похлеще высшей математики. Ну не умеет и не может - и всё тут.
Ей сказали, что это надо перемыть, это почистить, это убрать сюда, а то отнести сюда - вот это понятно. Хоть и трудно, физически тяжело, но она очень старательная - всё сделает как надо.

Поэтому Люба и в школу бросила ходить, учителя от неё отказывались, а в спецшколу родители и не отправляли. Так и жила дома, постоянно в работе, всегда ей достаётся то, что потяжелее. И осталась она совершенно безграмотной.
Потом замуж её выдали. Парень лоботряс, родителей не слушает, работать не хочет, а вот выпить любит. Но из себя довольно-таки симпатичный. Ну какая нормальная девка согласится "только из-за смазливой рожи" замуж за него идти? А Любаня дурочка, ей-то какая разница? Зато она сама какая работящая, такая на себе всю семью вытянет. Вот и женили его на Любане.

Вот только счастья семейного не вышло. Мужа кормить нужно, а она вообще не может готовить - ну не приспособлена она для таких дел. Стал муж бить жену, издеваться над нею. А она пашет и на свой дом, и по соседям ходит, помогает всем любую работу тяжёлую делать. И огород вскопает, и грядки сделает, прополоть поможет. С ремонтом пособит, всё перемоет, перечистит. А люди ей за это кто супу банку нальёт, кто ещё чего-то съестного приготовит, а люба домой несёт. Сама в людях поест и мужу принесёт. Так и жили.
Дочку Люба родила, растила с горем пополам. Тоже - где родители помогали пока живы были, то соседи...

Многие подсмеиваются над нею, всерьёз её особо-то никто и не принимает, кто так и говорит "Любка дурочка", а кто Любаней называет.
Вот ей уж под пятьдесят, а всё Любаня. Никто не называет по имени-отчеству, и все обращаются только на "ты", все считают её и правда неполноценной дурочкой. Могут нагрубить, могут вообще что-то обидное сказать, оскорбить. А она ни на кого никогда не обижается, лишь улыбается или смеётся. Слишком уж она доверчивая, очень открыта, простодушна, как-то по-детски наивна, совершенно беззлобна и безобидна. Никого ни за что не прощает - а не за что прощать. Чтобы простить, надо вначале обидеться. А Любаня не умеет обижаться. Она всё воспринимает как должное, считает, что так и должно быть. Ну на что обижаться?

При церкви был свой летний пансионат, приезжали туда на отдых верующие с других церквей. Устроилась и Любаня туда работать. Ей цены нет. Зарплату большую платить работникам у церкви нет возможности, работают в основном все свои, верующие. А Любаня и в кухне помогает, чистит картошку, моет посуду, наводит везде порядок. И за территорией следит. Вовремя траву скосить, цветы полить, мусор убрать и вынести, потом во всех комнатах прибрать да перемыть, бельё поменять - работы полно, а Любаня одна за десятерых управляется.

Любаня постоянно собирает все объедки, складывает в пакеты. Молодая повариха думала, что она животным собирает, решила помочь, стала всё в одну кучу складывать, все остатки и объедки, а у Любани аж слёзы на глазах. Зачем так? Мясное отдельно, гарнир отдельно надо, салаты тоже, и рыбу. Другие женщины тихонько объясняют, что не надо трогать объедки, Люба их домой забирает.
Той странно, но ведь всё равно дома собачкам всё вместе будет отдавать - и мясное и гарнир - какая разница?
А ей объясняют, что не собачкам она берёт. Для себя.
Потом, узнав Любаню получше и сдружившись с нею, Нина узнала, что Люба и действительно уносит все эти отходы домой. Она дома вообще никогда не готовит. Не умеет. Ничего. Даже обычная яичница или макароны у неё не получаются...
И ведь много чего Люба умеет, делает хорошо, качественно, даже очень, а вот с готовкой - прямо засада какая-то, беда да и только. Ну никак и ничего... Кому сказать - не поверят... А вот ведь действительно так, правда почему-то никак не даётся ей эта "наука"...

Люба ест очень много, всегда с жадностью, а ей и подкладывают всегда побольше - она ведь пашет как вол, ей надо есть много. Кроме того, что она ест вместе со всеми, ей ещё и домой дают. Баночку первого, всегда второе пару порций, даже десерт или компот берёт с собою. Но ещё и собирает все куски недоеденных котлет или рыбы, мяса, отдельно в пакет гарнир, отдельно салатики, - всё забирает. Говорит, что потом они доедают всё это дома.
Любаня счастливая. Это для неё самое благодатное время. И сама всегда сыта, и домой приносит много вкусной и хорошей еды.
- Как же так, Любаня, ну как это вообще не умеешь? Такого быть не может! Ну уж пельмени-то отварить, макароны, яичницу, картошку - ну что ж ещё проще-то? Как можно даже этого не уметь?!
А Любаня счастливо смеётся:
- Ну не получается у меня. Картошка или сырая получается, или вся разварится, а то пригорит к кастрюле. Да всё так - и макароны, а пельмени получаются - одна каша непонятная, где пригоревшее, а где сырое тесто, но ни одного целого - одно месиво... Муж потом бьёт, ругается...
- Ну ты хоть пробовала научиться, хоть какой-то самый простенький супчик? Ну сварилось мясо, порезала туда картошечку, крупы какой или вермишельки добавила, лучком, морковочкой заправила...
- Да пробовала я... Не получается! Муж как-то побил, заставил учиться борщ варить. Соседка всё рассказала, показала...
- Ну? Сварила?
А та опять смеётся:
- Сварила! Муж так орал, кричал, что за отраву сделала! Говорит, что если на собаку вылить, та сразу до костей облезет, а на забор выплеснуть - одни гвозди останутся. Матерится, мол как можно умудриться такое сделать, из чего ты варила, что туда напихала?! Кастрюлю перевернул в огород, пнул, а меня потом по двору гонял пока не поймал. Опять отлупил, два дня встать не могла...
И смеётся своим детским непосредственным смехом.
- А ты почему терпишь побои? Почему позволяешь?
- Так ведь сама виновата! Чего ж тут жаловаться-то? За что?!
- Люба, ну ведь у тебя дочка есть. Ребёнка-то как ты кормила, пока она не выросла?
- Да ничего, выросла. Так же и её кормила. Два года грудью, да людям ходила помогать, работала, а они давали домой какую-то еду. Всегда так живу.

Да, вот так и живёт Любаня. Дочка люто ненавидит мать, стыдится. Маленькая была - не понимала, а вот постарше стала, начала стыдиться. Стала стараться как можно реже бывать дома, постоянно по подружкам скиталась. Едва окончив школу, поступила в училище, чтобы уйти из дома.

Муж после бросил Любу, ушёл к другой. Пусть та тоже, как и он сам, выпить любила, но зато и готовить умела. Да только недолго прожили они, по пьяни угорели оба.

А у Любы с возрастом уже здоровье не то, теперь не может работать как раньше. Тяжело ей стало. Толком и поесть не может. Пытается что-то сварить, но как всегда лишь испортит всё... Никак не даётся ей эта наука. Стала болеть часто. Люди иногда по старой памяти угощают её чем-то, но не всегда бывает такой праздник.

А потом дочка приехала. Она уже сама замуж вышла. Вместе с мужем вернулась домой, он у неё сирота, никого родных нет.

Таня теперь повзрослела, стала на всё иначе смотреть. И матери вдруг стесняться перестала, жалко ей её. Ну ведь понятно, что та не совсем здорова, не всё в порядке у неё с головою - нельзя же за это ненавидеть человека. Ей помощь нужна, забота.
Муж у Татьяны чуткий очень, добрый. Своей семьи у него никогда не было, родных - никого. А теперь вдруг своя семья появилась. Таню он полюбил, и маму её принял, как свою, сразу стал "мамой" называть. Жалел очень, на жену ворчал, не позволял повышать голос на мать, говорить о ней пренебрежительно. Пусть не совсем здорова, пусть со странностями, но она есть, она рядом. К тому же так любит дочку. Ей помогать надо, поддерживать, а не кричать и злиться. И стыдиться матери уж совсем нельзя. Она ведь вырастила Таню, вон какую красавицу и умницу воспитала. Пусть по-своему, не совсем обычно, но заботилась о ней, берегла, помогала. Вот если бы у него была жива мама, да пусть какая угодно, но МАМА, он бы всё сделал для неё, только бы жила подольше, только бы ей хорошо было... А Танюшке повезло, у неё мама жива и здорова. Это надо ценить и беречь.

Теперь Любаня хоть и на старости лет, но живёт совсем другой жизнью, старается по-прежнему чем-то помогать дочке и зятю. Убирает, моет, за внуком присматривает. А Танюшка сама готовит, создаёт уют, муж у неё очень хороший, заботливый, тоже не сидит без дела. И тёщу любит, жалеет её, бережёт, никому не позволяет обижать, говорить о Любане плохо.

ИВ

Советую прочитать:

Любимая учительница
Такое бывает13 января 2023
Непростительная беспечность
Такое бывает30 ноября 2022