Найти в Дзене
Журнал Автограф

Об экономических качелях на российском рынке мобильных приложений

IT – одна из самых динамично развивающихся отраслей российской экономики. Особенно активно в последние годы увеличивался объем на рынке разработки мобильных приложений. По прогнозам Market Research Guru, годовой темп роста в период с 2021 по 2028 годы составит 13,7 %. Однако это общемировой прогноз, и в каждом конкретном регионе динамика будет разной. В России растет количество загрузок приложений, а вот темпы роста снижаются. При этом отметим, что и внутри отрасли также существуют две противоположные тенденции: с одной стороны происходит замедление экономики и снижение покупательской способности (в том числе и в В2В-секторе) с другой – потребность в некоторых IT-услугах стремительно растет. В орбите мировых событий В марте 2022-го Google уведомил российских пользователей, что они не смогут покупать приложения и игры, оплачивать подписки и совершать покупки цифровых товаров в Google Play. Реакцией на эти события стало возникновение новых российских магазинов приложений — RuMarket, Nash

IT – одна из самых динамично развивающихся отраслей российской экономики. Особенно активно в последние годы увеличивался объем на рынке разработки мобильных приложений. По прогнозам Market Research Guru, годовой темп роста в период с 2021 по 2028 годы составит 13,7 %. Однако это общемировой прогноз, и в каждом конкретном регионе динамика будет разной. В России растет количество загрузок приложений, а вот темпы роста снижаются. При этом отметим, что и внутри отрасли также существуют две противоположные тенденции: с одной стороны происходит замедление экономики и снижение покупательской способности (в том числе и в В2В-секторе) с другой – потребность в некоторых IT-услугах стремительно растет.

В орбите мировых событий

В марте 2022-го Google уведомил российских пользователей, что они не смогут покупать приложения и игры, оплачивать подписки и совершать покупки цифровых товаров в Google Play. Реакцией на эти события стало возникновение новых российских магазинов приложений — RuMarket, NashStore и RuStore. Еще одна стратегия, которой следовали компании, заключалась в обходе блокировок – выпуск и загрузка приложений под другими названиями.

Ограничение Google – значительное событие, однако, не стоит переоценивать его вклад в на российскую IT-отрасль. Гораздо более важным фактором влияния является мировая экономическая стагнация, вызванная сначала ковидом, а затем и противостоянием стран. В таких обстоятельствах только крупные организации смогли продолжать реализовывать свои инвестиционные проекты, в то время как небольшие компании вынуждены были отложить или отменить инвестиции в мобильную разработку.

Еще один фактор замедления темпа IT – перенасыщение рынка. Если несколько лет назад IT-проекты были «золотой» нишей для стартапов, молодых предпринимателей, то со временем это вошло в зону интересов крупных игроков, конкурировать с которыми становится все сложнее.

Внимание к PWA

Но мобильные приложения не были бы мобильными, если бы их разработчики не умели быстро и грамотно реагировать на возникающие проблемы. Помимо официальных магазинов, пользователям было предложено устанавливать приложение вручную с помощью скачивания специального файла (этим уже сейчас пользуются банки, чьи сервисы были удалены из Google Play и App Store). Речь идет о технологии PWA, способной визуально и функционально преобразовать сайт в приложение. Его можно открыть в браузере или загрузить как обычное мобильное приложение на свой смартфон. Проще говоря, это сайт, который выглядит и работает как приложение. При этом оно легче, чем традиционные сервисы, быстро загружается, способно работать в офлайн-режиме, адаптируется под любое пользовательское окружение и любые браузеры, снабжено ярлыком (иконкой), который можно вывести на экран. Из основных минусов PWA можно назвать ограниченный функционал и низкую совместимость с эппловской операционной системой. Однако, не смотря на это, технология PWA получает все большее распространение, особенно в России.

-2

Интеграционные решения

В ковидные времена IT-индустрия пережила бум интереса к игровым приложениям. Это не удивительно – у пользователей появилось много свободного времени. После пандемии интерес к играм чуть снизился, на первый план вышли прикладные задачи. Растет спрос на интеграционные решения, при которых потребителю предлагаются системы, способные объединить различные IT-продукты. Эти вопросы больше всего беспокоят многофункциональный крупный бизнес, имеющий множество партнеров, логистических, управленческих и маркетинговых задач.

С решением проблемы интеграции отчасти связан еще один тренд IT — кроссплатформенность, когда мобильное приложение (или любое другое программное обеспечение) легко и бесперебойно работает на нескольких операционных системах. Также растет популярность разработки декларативных пользовательских интерфейсов. Это означает, что программисты «прописывают» на определенном языке наличие необходимых элементов и их вида, но какие-то другие детали (например, размещение, визуальный стиль) будут зависеть не от исходного кода, а от того браузера, который есть у пользователей.

Развитие мобильных приложений и IT-решений массового предназначения можно сравнить с антропологической унификацией: все люди имеют свои особенности, но анатомически и социально они очень похожи.

Интернет вещей

Эксперты прогнозируют мировой рост объемов продаж мобильных приложений для Интернета вещей. Это связано с повышением скоростей сетей и их распространением, большое значение также имеет популяризация «умных» домов.

В России, согласно результатам исследования НИУ ВШЭ, технологии интернета вещей будут востребованы в области медицины, коммунальных услуг и роботизации быта. Предполагается, что большое распространение получат диагностические устройства, системы учета запасов и пополнения медикаментов. Будет и дальше развиваться «нательный» интернет вещей — потребителям предложат многофункциональные и точные датчики и оборудования, которые следят за состоянием здоровья. Увеличится число IT-устройств для учета расхода воды, электричества и других ресурсов. Большие перспективы у приложений, связанных с искусственным интеллектом (нейросетями и обработкой различных данных). Также роботизируются некоторые сервисы, например службы доставки.

-3

Вопрос цены

Пользователи привыкли к тому, что массовое распространение товара или услуги приводит к снижению ее стоимости. В постоянном и активном поиске удешевляющих решений находится и рынок мобильных разработок. Снижение себестоимости позволяет привлечь большое число компаний с небольшими бюджетами. На пути есть два основных препятствия: во-первых, хороших мобильных разработчиков в пересчете на веб-студии немного, поэтому они очень дорогие. Во-вторых, как бы ни было похоже на сайт мобильное приложение, оно требует больше времени и ресурсов.

Снизить стоимость услуг позволяют кроссплатформенные фреймворки – своеобразные «библиотеки» и готовые инструменты, с помощью которых можно создать одну версию приложения сразу для двух операционных систем, а также декларативные пользовательские интерфейсы, когда вместо последовательности задач описывается только результат, к которому должен прийти процессор. Большое значение имеет развитие и повышение качества уже существующих мобильных приложений.

Текст: Евгения Мальцева, фото: Freepik.