Цифровизация отраслей российской экономики объявлена одним из приоритетов развития страны. Строительная отрасль не исключение, более того, учитывая консервативность и хронические проблемы отрасли — срыв сроков, плохое качество, дефицит кадров, низкий уровень квалификации управленцев, — потенциальные результаты внедрения цифровых продуктов в деятельность компаний отечественного строительного комплекса могут превзойти даже самые смелые ожидания.
Согласно исследованию, проведенному в 2022 году ГК «СМАРТ ИНЖИНИРС» по качеству управления строительством, большая часть коммуникаций при реализации строительного проекта проходит посредством электронной почты, мессенджеров, телефона или средств видеосвязи. Использование данного набора само по себе не плохо и уже на полшага выводит нашу стройку из каменного века, тем не менее не решает организационно-управленческих задач, стоящих при реализации строительного проекта. Эти же инструменты используются при решении более узких задач, таких как, например, сбор и ведение исполнительной документации на объекте. Специалисты компании «Цифровые решения в строительстве» — разработчики цифрового сервиса по исполнительной документации DACON — называют следующие основные проблемы текущего состояния ведения ИД в бумажном виде:
1. Часто выполнение работ происходит по неактуальным данным, что может привести к остановке строительства и спровоцировать срыв сроков.
2. Инженерам ПТО приходится вести учет актуальных версий в нескольких программах, что само по себе неудобно и может привести к потере или задвоению.
3. Случается, что фактически работы не выполнялись, но были закрыты, или выполненные работы закрываются по несколько раз. Очень частая проблема, особенно на больших стройках.
4. Из-за путаницы в бумагах и их учете фактически выполненные работы и их характеристики могут быть не отражены в проектной документации.
5. Одна из самых часто повторяющихся проблем вызвана отсутствием согласованного регламента сдачи исполнительной документации.
6. Несоблюдение последовательности рабочих процессов в актах — также распространенная проблема, как и указание в документах неактуальных ответственных лиц и организаций.
7. Наконец, одна из самых острых проблем — во время подготовки к подаче документов для получения ЗОС обнаруживается, что часть документов просто потеряна.
Какие плюсы в работе заказчика и подрядчика может привнести цифровизация, в том числе перевод процесса ведения и сдачи исполнительной документации в цифровой вид?
1. Уменьшение количества ошибок при подготовке комплектов ИД — это время, которое стоит деньги.
2. Снижение реальных затрат – как минимум на канцелярских материалах и ФОТ персонала.
3. Уменьшение сроков производства работ — документация доступна 24/7, постоянно в актуальном виде, легко проверять, полная прозрачность и понятный механизм проверки со стороны стройконтроля, техзаказчика. Реальный цикл согласования и исправления ошибок уменьшается минимум в 2 раза, а значит, вы получите ваши деньги в 2 раза быстрее.