Преподаватель английского, кавалер ордена Отечественной войны II степени Маргарита Судиловская фактически не уходила на пенсию, до сих пор занимается репетиторством.
«Секрет в любви к своей работе, – говорит Маргарита Алексеевна. – В моей жизни все не благодаря, а наоборот – вопреки. Говорят, когда человек мало спит, то он мало живет, а я страдаю бессонницей почти с 20 лет, и это никак не сказалось на моем здоровье. Говорят, что вредно читать лежа, а я всю жизнь так делаю и до сих пор читаю без очков. Говорят, что в день надо пить по два литра воды, а я на войне три года и три месяца вообще не пила воды. Получается, я всю жизнь нарушаю правила».
Ученики называли маму Александрой Диктовной
Для юной Маргариты Петровой всю жизнь примером были родители. Именно они определили ее дальнейшее призвание – быть учителем, преподавателем. Правда, случилось это не сразу. «Папа всю жизнь был директором, мама работала учительницей начальных классов. Она очень любила свою работу, отец – тоже, – рассказала Маргарита Алексеевна. – Сейчас трудно такое представить: ученики ждали маму на «пятачке» возле иняза, чтобы помочь нести тетради и портфель в школу из дома. Мама работала в школе № 5 на улице 5-й Армии, а жили мы на углу улиц Пролетарской и Рабочей».
Ребята называли Александру Венедиктовну «Александра Диктовна» и очень ее любили, а она отвечала взаимностью. «После уроков мама оставляла кого-то из отстающих ребят, чтобы позаниматься с ним. Военные и послевоенные годы были сложными, голодными. Мама делила пополам свой кусочек хлеба вместе с этим ребенком. Если она видела, что ученик кое-как одет, то приходила к матери, предлагала починить одежду – пришить рукава или удлинить рубашку. Мама очень хорошо шила».
Отец Алексей Павлович работал директором школы № 19, жил своей работой, никогда не брал отпуск, а во время школьных каникул занимался ремонтом образовательного учреждения. Причем все делалось заранее, поэтому 1 сентября в классах никогда не пахло краской. «Папа сделал пристрой к школе, многие работы они вместе с завхозом делали бесплатно и своими руками, чтобы направить эти деньги на что-то другое, – вспоминает Маргарита Алексеевна. – К сожалению, папа умер очень рано, в 46 лет».
Тогда юная Маргарита училась на геологическом факультете в Иркутском горном институте (нынешний ИРНИТУ – авт.). В институте ввели плату за обучение, на стипендию без поддержки родителей было не прожить, по- этому об учебе пришлось забыть и выйти на работу. Благо сосед- геолог помог устроиться младшим коллектором на прииск Шумиловский комбината «Восточно-Сибирское олово» в Читинской области. Там ее и застало известие о войне, Маргарита Алексеевна рвалась на фронт, но сделать это удалось только со второй попытки – после окончания курсов связистов, открытых при 131-м отдельном батальоне связи 31-го укрепрайона Забайкальского фронта.
На войне вода была большим дефицитом
«Самым сложным во время войны был быт, – вспоминает Маргарита Судиловская. – Нас 46 девчонок привезли и поселили в небольшой землянке. Окошечко в потолке узкое, но застекленное, деревянные двойные нары. Когда мы первый раз легли спать, то лежали только боком, чтобы повернуться, нужно было расталкивать соседок. Форточки нет – душно. Вода привозная и в страшном дефиците. Говорят, надо пить 2–3 литра воды в день, а я три года и три месяца прожила без воды. Утром, днем и в обед из жидкого нам давали только одну чашку чая. Для умывания – полведра на всю казарму.
– Трудно было ползти по-пластунски, выяснилось, что у меня порок митрального клапана, я задыхалась из-за резких движений. Помню, мы вышли на марш в полной выкладке – оборудование, противогаз, «скатка» из шинели, патроны и даже саперная лопатка. Нужно идти 17 км, а потом бежать в гору, я побежала в противогазе и поняла, что я задыхаюсь, сдернула его и потеряла сознание. Больше меня в такие марши не отправляли, – рассказала наша собеседница.
Служила Маргарита Алексеевна в звании сержанта – обучала курсантов связному делу. «Помню, ко мне прислали удмуртов, они маленькие, по-русски говорили плохо и первое время сидели на карантине. Одежды не хватало, ее перешивали из старого. Они гоняли обруч по кругу, а народ смеялся: «Вот, прислали нам бойцов». А потом они подросли и очень хорошо себя проявили». Связист Забайкальского фронта награждена орденом Отечественной войны II степени, медалями «За победу над Германией» и «За победу над Японией».
В послевоенном Иркутске жилось трудно: с военного довольствия сняли, продуктов не хватало, пришлось срочно искать работу. Юной Маргарите удалось устроиться в бухгалтерию Сибирского военного округа, где через год ее назначили начальником военной типографии с исполнением обязанностей корректора. Но мечта об учебе не давала спать по ночам. Очень хотелось стать педагогом. Поэтому она решила поступать на факультет иностранных языков в пединститут.
«Когда я перешла на третий курс, мне доверили преподавать латынь у студентов первого курса, – воспоминает наша собеседница. – Я очень хотела изучать французский язык, но мне дали латынь. Я была очень загружена и даже пропускала свои занятия. Первый курс, у которого я преподавала, и наш четвертый учились в разные смены. Помню, студенты открыли дверь и увидели, как я, их преподаватель, отвечаю экзаменатору. Они ничего не могли понять, а потом называли меня «ненормальная студентка».
Маргарита Алексеевна была старшим преподавателем в вузе, потом возглавляла кафедру иностранных языков в Иркутском научном центре Сибирского отделения Академии наук СССР. В этой должности она проработала 13 лет, пока не ушла на заслуженный отдых. Но пенсии в ее жизни фактически не было: сначала сотрудники попросили продолжать занятия, как будто она и не уходила никуда. «Потом они начали «подкидывать» мне своих детей, потом Иргиредмет предложил вести группы, которым предстоит сдавать кандидатские экзамены, потом – Геологоуправление, – рассказала Маргарита Алексеевна. – В 90-е годы пошли учиться дети миллионеров. В общем, меня передавали друг другу как эстафету».
И мне снова 60 лет
Сейчас у Маргариты Судиловской двое учеников, плату за уроки она не берет. «Одна из учениц – девочка из гимназии № 3 в Иркутске II, она очень хорошо подготовлена. Мы уже читали с ней Оскара Уайльда в оригинале, а сейчас проходим литературу на английском языке – про Тургенева, Достоевского, Лермонтова. Она читает с листа, а сложные и редкие слова, которые не знает, я ей подсказываю. Четыре года у меня занималась взрослая ученица, она врач, уехала в Новую Зеландию, но мы не потеряли связи, даже подружились. Она посоветовала заниматься у меня своей подруге. Мы встретились один раз, я вижу, что толк будет».
У Маргариты Алексеевны своя методика преподавания. Если занимаются дети, она использует игрушки, для изучения новых слов – стихи и песни. «Я посмотрела, как учат в школе – дают столбец слов, но слова не существуют сами по себе. А с помощью стихов и песен они запоминаются лучше всего. У меня дети знали по 22 стишка. Одну группу ребятишек вела с детского сада в течение 10 лет, мы сроднились, как будто они мои правнуки. Многие мои ребята оканчивают школу с золотой медалью, я их называю «золотыми».
Английский язык Маргарита Алексеевна ценит за его интересную грамматику – в отличие от русского, который считается сложным, там нет падежей и родов, зато 16 временных форм, а зависимости от того, какое действие происходит: «Мне нравится, что я могу объяснить, и это объяснение понятно моим ученикам. Вообще нравится сам процесс обучения. И самое интересное: то тут болит, то там, а когда приходят ученики, то все проходит, и мне снова 60 лет».
Супруг мне всегда очень помогал
С Андреем Ивановичем Маргарита Алексеевна прожила более 60 лет. Вместе воспитали двоих сыновей, в семье один внук и два правнука. «Сейчас так долго вместе жить не модно, а мы прожили шесть десятков лет вместе, и я не считаю это чем-то из ряда вон выходящим», – рассказала наша собеседница.
– Познакомились, когда мне исполнилось 23 года, а ему 28. Жить негде – у нас 13 метров на троих, а у него еще хуже. Поэтому мы договорились, что сначала я учусь, а он едет на север, он приезжает, я уже работаю, и он в течение полугода готовится к поступлению в институт. В итоге у него получился перерыв после школы 18 лет, и супруг сдал математику, физику и химию на пятерки. Я через восемь лет после школы сочинение на пять написала. Вот какое качество образования! Хотя сейчас и говорят, что в Советском Союзе плохо учили в школе. Это совсем не так! – Супруг всегда очень хорошо помогал мне с детьми и по хозяйству. В 1962–1963 годах меня на 10 месяцев отправили в другой город на курсы повышения квалификации, а он остался один с двумя детьми детсадовского возраста и справился. На собраниях в детском саду его ставили в пример. Говорили: «Мужчина-одиночка, а посмотрите на детей, какие они всегда чистенькие и опрятные!» Но когда я приехала, он осунулся и похудел, – улыбается Маргарита Алексеевна.
Читать, читать, читать!
Отмечая юбилей, Маргарита Алексеевна два дня принимала желающих поздравить. В квартире до сих пор стоят свежие цветы. В 100 лет у нее свободный режим дня – все делается по желанию и в то время, в которое удобно. Исключение составляют визиты учеников. «Физкультурой я не занимаюсь, только ноги разрабатываю, чтобы они меня не подвели», – рассказала наша собеседница. Она считает, что дожить до таких почтенных лет, помимо любви к работе, ей помогло то, что она в течение 40 лет трудилась на даче, благо отпуск был всегда в летнее время.
Безусловно, помог и выбор профессии – языки прекрасно тренируют память, помимо русского и латинского, Маргарита Алексеевна знает латынь и немецкий. А еще – чтение, которому посвящено все свободное время. «В три года я научилась читать, а в пять лет мне уже книжки приносили, я наизусть знала «Евгения Онегина» и до сих пор могу цитировать целые главы по памяти. Вообще для долголетия и работы мозга нужно читать, читать, читать! Я читаю и газеты, и книги, даже мелкий шрифт без очков. Причем делаю это всю жизнь, читаю лежа, хоть и говорят, что это очень вредно. Получается, нарушаю все правила».
– Чего бы вам хотелось, о чем мечтаете?
– Хотелось, чтобы у всех все было хорошо, не только у нас, но и в мире, чтобы дружно все жили. А самой мне уже ничего не нужно.
– Что бы вы посоветовали подрастающему поколению?
– Не сидеть целый день за компьютером или за телефоном, а читать книги. Очень жалко, что сейчас растет не читающее поколение. А если в детстве не прочитали то, что положено прочитать, это потом не восполнишь ничем. Поэтому молодым я советую не тратить время попусту.