ААА – наш любимый учитель рисования и черчения.
Учил нас прекрасному, хотя мы не сильно к этому стремились.
Он вихрем влетал в класс после звонка, швырял журнал на стол, а мы должны были стоять по струнке.
Кто не успел наиграться и хихикал – вылетал за дверь (обычно сразу несколько человек). Мы не обижались, это был ритуал.
Однажды я была так изгнана, а выйдя за дверь – увидела приближающегося завуча (Тихонова А.Ф.).
Быстренько зашла обратно в класс.
ААА : - Пахомовская, в чем дело?!
Я: - Подождите, Анатоль Федрыч пройдет.
Он не возразил (счастье – это когда тебя понимают), я переждала в классе у двери и снова вышла.
Много позже я побывала на его юбилейной выставке в Рязани в Доме художника, вместе с подругой Таней Забозлаевой. И была поражена, сколько он картин успел написать, несмотря на нервную работу в школе.
Поняла, что он был художником.
ААА родился я 1 марта 1908 года в Темникове Тамбовской Губернии, в многодетной семье: пять мальчиков и три девочки.
Когда Алеше было 3 года, он начал рисовать, глядя на старшего брата.
В 1922 году семья переехала в Елатьму. Красота Елатьмы его поразила, он начал рисовать природу.
В школе преподаватель М. В. Виноградова (выпускница Московского Строгановского училища) доверила Алексею вести кружок рисования.
А комсомольцы выбрали его редактором стенгазеты «Школьник».
Алексей занимался оформлением школьных спектаклей.
В 1930 году после окончания школы поступил в Московский государственный техникум изобразительных искусств, где учился у художников Фаворского, Истомина, Ромадина.
В 1932 году ему поручили к 1 Мая выполнить эскизы оформления завода «Серп и Молот».
При изготовлении макета радиомачты случилась беда: стальная проволока попала в правый глаз, и глаз был потерян.
Но дипломную работу Алексей сдал на «отлично».
В 1935-1938 г.г. Алексей Алексеевич работал художником в театре им. Вахтангова. Главным режиссером был Рубен Симонов.
Алексей Алексеевич оформлял спектакли «Принцесса Турандот», «Много шума из ничего».
Каждое лето Алексей Алексеевич приезжал домой, и писал природу, портреты.
Его тянуло на родину, и в 1939 году вернулся в Елатьму насовсем.
Женился на Антонине Федоровне Деевой.
Стал преподавать в школе рисование и черчение.
К праздникам оформлял спектакли, рисовал детей и учителей.
По вечерам и по выходным учил детей рисованию. Водил ребят в походы в Романовский лес. Они вместе писали этюды, а вечером помогали леснику Щербатову И.И., готовили ужин, пели, читали стихи.
Человек, природа и история — основные темы картин А.А. Александровского.
В довоенный период им написаны: «Обстрел частями Красной Армии бело-эсеровских мятежников», «За власть советов».
Когда началась война, учителя Елатомской средней школы строили противотанковый рубеж на Оке, доты и дзоты.
Алексей Алексеевич чертил планы объектов строительства.
Его картина этого времени «Строительство противотанкового рубежа на Оке в 1941 году». Позже её приобрел Рязанский художественный музей.
В тяжелые военные годы учителя с учениками заготавливали для школы дрова: возили их из-за реки на салазках и на быках.
В классах сидели в пальто, замерзали чернила. Писали и рисовали на газетах.
Десятиклассники уходили на фронт.
На картине «Десятый класс» за партой сидит бывший солдат в гимнастерке с орденом Красной Звезды. Это Валя Панин, он стал военным инженером. Картина висела в актовом зале нашей школы.
В послевоенные годы не было электричества, тогда только начала строиться Сабуровская ГЭС.
А.А. написал картину «Строительство Сабуровой ГЭС».
Картина демонстрировалась на областной выставке, А. А. Александровский был принят в Союз художников СССР.
В 1946 году А.А. организовал художественную студию в Елатьме — коллектив единомышленников из двадцати человек.
Им дали бывший Дом Раевских, где они работали и устраивали выставки.
В 1963 году А.А. создал Елатомский краеведческий музей на общественных началах.
Вся Елатьма его поддержала, все тащили туда антиквариат и разные исторические находки. Особенно старались помочь дети.
В музее много документов и фотоматериалов, старинных предметов быта, археологических находок Юрского периода Елатьмы.
Там же выставка картин А. Александровского.
Для приезжающих туристов Алексей Алексеевич сам проводил экскурсии.
Теперь музей назван его именем.
По эскизам А.А. Александровского поставлены памятники к 25-летию Победы в ВОВ и стела к 600-летию Елатьмы.
В 1978г. в Рязани в Доме Художника прошла персональная выставка А.А. Александровского в связи с его 70 –летним юбилеем и 50-летием творческой деятельности, на ней было представлено 265 работ.
В 1979 г. выставка А.А. Александровского экспонировалась в Касимове и Елатьме.
К этой выставке написан портрет Грибкова Н.И.
С 1975 года по 1989 год А.А. был членом товарищеского суда и редактором газеты «Окно крокодила». Это «Окно», бичующее аморальное поведение елатомцев, висело в центре на книжном магазине.
Можно сказать, что А.А.А. был совестью Елатьмы.
Однажды Алексей Алексеевич написал мне стихи о том, что такое хорошо и что такое плохо (когда мы с друзьями слазили в чужой сад за цветами), и подбросил их в наш почтовый ящик. К сожалению, я их не сохранила.
К очередной юбилейной выставке в Рязани в 1988 году (уже к 80-летию художника) написана картина «С победой вернулись солдаты»:
Думаю, именем Алексея Алексеевича вполне можно было бы и улицу в Елатьме назвать.
Раз уж ул. Граве переименовали в Луначарского… почему бы её не переименовать в ул. Александровского? Будет круто, как вы считаете?