Приветствую у себя на канале всех любителей истории и историй, различных приключений и активного отдыха!
Судя по приятной статистике, которую показывают статьи про традиционное жилище наших предков, эта тема весьма и весьма интересна многим из нас. Поэтому решила сделать целый цикл статей, посвященных традиционному жилищу славян - рубленой избе, начало которого можно прочитать в статье по ссылке ниже.
При планировании дома нашими предками всегда соблюдалась связь между четырьмя сторонами света, четырьмя временами года и четырьмя сторонами дома. Жилище славян было в обязательном порядке ориентировано на юго-восток. Ориентация на восток была связана с восходом солнца, божество которого почиталось на Руси, а так же из хозяйственных соображений: таком жилище всегда будет больше света и тепла, а значит уюта, благополучия и здоровья.
Жилое помещение делилась на две части – мужскую (внешнее пространство, место около двери) и женскую (внутреннее пространство, околопечное) – деревянной перегородкой-переборкой, идущей от свободного угла печи до противоположной стороны. В женской половине, носившей название «бабий кут», находилась печь.
Во внутренней части жилища резко выделялись следующие доминанты: печь, расположенная в противоположном от входа углу (север/ запад) в самом холодном и темном месте избы, и по диагонали от нее напротив – красный угол (юг/ восток). В задней части избы от печи до боковой стены под потолком устраивался деревянный настил – полати, где спали. Скамьи для сиденья располагались вдоль стен. Двери в избе были низкие, а окна маленькие. Свет попадал в комнату через рамку, затянутую рыбным пузырем или брюшиной.
Славянский дом отражал в своей конструкции представление о трех мифологических мирах: небесный мир (чердак, где в позднее время располагалась светелка – неотапливаемое летнее помещение для занятий рукоделием, девичья, и крыша), земной мир (от потолка до пола), подземный мир («погреб» – место погребения, о чем я подробно рассказывала в своей статье о половиках и домотканых ковриках).
Чердак и крыша ассоциировались с небесным миром. Конек, возвышающийся над крышей славянской избы, символизировал солнце. Таким образом, для крыши с конской головой дом являлся «телом», а его основание – «ногами». Иногда над крышей возвышался силуэт петуха. В этом случае он олицетворял победу сил света над силами тьмы.
Жилое пространство избы соответствовало среднему миру в мифологической модели жития, так как именно в нем происходили все основные события жизни людей. Подпол в избе ассоциировался с подземным миром – миром мертвых, так как в подполье захоранивали некрещеных младенцев; с ним, как и с чердаком, а так же пространством под печью связывали культ предков.
Потолок и пол – границы между мирами. Потолок часто называли «верхний пол». Славяне считали, что двери, окна и порог – выход в потусторонний враждебный мир. Окна символизировали связь с миром мертвых, поэтому через них нельзя было входить в дом. Поэтому покойников часто выносили через окно ногами вперед, чтобы он не смог отыскать обратный путь и вернуться в дом назад. При этом гроб ни в коем случае не должны были нести родственники, чтобы в семье не случилась новая беда.
Матица (брус, служащий основанием для потолка в избе) являлась символом Мирового Древа и центром дома – границей между верхом и низом. При строительстве дома необходимым элементом было сакральное путешествие плотника по матице, сопоставимое с путешествием шамана по Мировому Древу. На матице висела колыбелька младенца, то есть от нее зависело продолжение жизни семьи. Укладка матицы, считавшейся опорой верха жилища, становилась ключевым моментом в постройке жилища, и сопровождалась обрядами, молитвами и угощением плотников. Матица была главнейшей символической границей между внутренней и внешней частью избы.
Сакральным центром жилища и главным оберегом семьи была печь: «Печь в дому – то же, что алтарь в церкви, в ней печется хлеб». Печь для нового дома начинали сооружать, когда в нем не было еще ни окон, ни дверей, а потолок над печью еще не застилали. Славяне считали, что без печи нет дома. Пословица гласит: «Догадлив крестьянин, что на печи избу поставил». Белорусы называли угловой столб печи «дедом» и отождествляли его с домовым, который был духом-покровителем дома.
Сакральный статус избы, как обжитого пространства, подчеркивается охранно-магическими символами. Обережные орнаменты наличников окон и входных проемов всегда украшались деревянной резьбой с солярной символикой, отражающей движение солнца по небосводу. На матице часто вырезали «громовой знак» – колесо Юпитера-Рода – круг с шестигранником и шестилучевой розеткой внутри него. На спинках кресел изображалось солнце в трех позициях, знаки плодородия и «хляби небесные».
Уподобление строительства дома строительству мира подтверждалось фактом принесения жертвоприношения или принесения первожертвы. У славян при строительстве дома всегда приносилась строительная жертва. В древнейшие времена в жертву приносили человека, но со временем заменили его на домашних животных: коня, козла, барана или петуха с курицей. Еще позднее перестали проливать чью-то кровь, заменив жертвоприношение животных на символические символы богатства: мешочки с зерном, шерстью и монетками.
О закладных монетах, как типе кладов, я подробно рассказывала в одной из своих статей на основном канале
Пишите в комментариях, какие еще вопросы, связанные с традиционным жилищем наших предков вам хотелось бы узнать из моих статей?
А я раскланиваюсь и убегаю на поиски новых историй, преданий и традиций.
Всегда ваша Морозова❤
Еще мои проекты:
Основной канал в Дзене
https://dzen.ru/otmorozhennyye_istorii?share_to=link
Ярус. Надежда Морозова.
Паблико Отмороженные истории | Паблико