По корейской примете: саван, подготовленный заранее, обещает долгую жизнь. Погребальное одеяние корейцы покупали или шили самостоятельно в раннем возрасте, часто ещё до появления первых детей.
Для женщины это было важно ещё и по причине высокой смертности в родах.
Так же как и в случае с гробом, саван, являясь последней одеждой человека, изготавливался из самого дорогого, что было доступно — муслина, шёлка. В случае, если саван не был подготовлен заранее, использовали лучшую одежду покойного. Такова традиция Чосона, таково выражение любви и уважения к предкам.
В период японского колониального правления всё изменилось резко, травматично, с необратимыми последствиями. В 1934 году японское генерал-губернаторство провозгласило: конопляный саван — лучшая одежда для умерших корейцев. Это было зафиксировано тут же изданными «Ритуальными правилами».
Чосонцы были возмущены и оскорблены, ведь конопляная роба — одежда грешников, её носили преступники и те, кто в трауре.
- Учёный неоконфуцианец Сон Хон (성혼 成渾 ) был осужден за неуважение к предкам. Признавая свою вину, он оставил распоряжение похоронить себя в конопляном ханбоке (ханбок - традиционная корейская одежда), чтобы подчеркнуть свою вину как грешника.
Но японское правительство серьезно взялось за претворение в жизнь своего устава. Похороны контролировались, гробы вскрывались, прерывались церемонии.
Борьба правительства с непослушным народом длилась не долго, не потому, что чосонцы были сломлены, а потому, что в стране довольно быстро образовался дефицит материала.
В 1942 году открылось постановление японского правительства, согласно которому определенное количество коконов тутового шелкопряда, а так же рулонов шёлка должно было быть переправлено в Японию.
Лёгкий и крепкий материал использовался в военном деле и для торговли с Европой. Шёлковые халаты и платья в стиле кимоно пользовались бешеной популярностью у европеек.
Сейчас.
Конфуцианство - основа культуры корейцев (строго говоря, это не религия, а идеология), поэтому даже корейцы-католики на закате жизни зачастую хотят быть похоронены «по-корейски» и… заказывают себе конопляный саван. Общество успело забыть традицию погребений в дорогих одеждах, а конопляный саван прочно занял свое место как обязательный атрибут при захоронении. Таким образом, корейцы, желающие сделать свой уход в мир иной истинно корейским, выбирают «церемонию неизвестной национальности».
Многие крупные университеты требуют запретить захоронения в конопляном саване как традицию, закрепленную периодом японской колонизации. Но голос культуры всегда будет глуше голоса бизнеса. В Корее коноплю почти не выращивают, и дефицитный материал поднимает цену одного похоронного костюма до 12 миллионов вон. Те, кому такие суммы не по карману заказывают саваны из Китая (производят из смеси хлопка и пеньки), стоимость от нескольких сотен тысяч, до нескольких миллионов вон. Заказами и поставками, конопляных одеяний для умерших, занимаются ритуальные агентства, что составляет немалый процент от их прибыли.
Другие статьи о японском колониальном правлении