Найти тему
BLCONS GROUP

#База знаний: Взыскание имущества в доход государства

Оглавление

В Госдуме рассматривается законопроект № 260065-8, который предусматривает включение в Закон от 29.04.2008 № 57-ФЗ о порядке осуществления иностранных инвестиций в стратегические предприятия положений, позволяющих взыскивать в доход государства акции, доли, основные средства и доходы, полученные по сделкам, совершенным с нарушением требований данного закона.

Возможность конфискации долей, акций, основных фондов стратегических предприятий будет закреплена в Законе

Закон 57-ФЗ предусматривает специальные требования в отношении иностранных инвесторов и групп лиц с иностранным участием, осуществляющих инвестиции в общества, имеющие стратегическое значение. Одно из требований – предварительно согласовывать с Федеральной антимонопольной службой (ФАС) сделки, в результате которых устанавливается контроль над стратегическим предприятием. Если сделки совершены с нарушением требований Закона 57-ФЗ, они признаются ничтожными, то есть не влекущими для сторон никаких правовых последствий.

В ст. 15 Закона 57-ФЗ определяются последствия, которые могут применяться к таким сделкам. В настоящий момент такими последствиями являются либо двусторонняя реституция (то есть возврат каждой из сторон всего полученного по сделке другой стороне), либо лишение права голоса на общем собрании акционеров (участников) стратегического предприятия.

Законопроект предусматривает закрепление в ст. 15 положений, согласно которым суд будет вправе взыскивать в доход Российской Федерации все полученное сторонами по сделкам, признаваемых законом 57-ФЗ ничтожными. Для этого суду будет достаточно:

  • установить факт нарушение требований закона 57-ФЗ;
  • установить наличие умысла сторон на совершение соответствующей сделки;
  • оценить наличие или отсутствие рисков и угроз для обороны или безопасности страны, в случае применения двусторонней реституции.

Более того, предлагается дополнить ст. 15 новым пунктом (7), на основании которого стратегическое предприятие сможет в судебном порядке требовать от иностранных инвесторов возмещения убытков, доказывая недобросовестное поведение последних в отношении самого общества или его имущества.

Законопроект рассмотрен в трех чтениях Государственной Думой и 13.04.2023 направлен в Совет Федерации.

Комментарий юристов BLCONS GROUP:

ФАС осуществляет контроль в отношении сделок с долями, акциями, основными средствами стратегов и вправе предъявлять иски о применении последствий недействительности сделок. До 2022 года практика применения ст. 15 Закона 57-ФЗ была единообразной: ФАС при установлении нарушений закона требовала либо лишения права голоса по акциям (долям), приобретенным иностранным инвестором, либо проведения двусторонней реституции.

Однако, начиная со второй половины 2022 года требования ФАС были заменены на взыскание акций и долей стратегических предприятий в доход государства. Основными доводами антимонопольной службы являлись умысел сторон на совершение сделки, не соответствующей требованиям закона, антисоциальный и противоправный характер действий сторон, угроза безопасности страны, невозможность проведения реституции. Аргументируя таким образом свою позицию, ФАС требовала применения ст. 169 Гражданского кодекса и взыскания имущества в доход государства, ссылаясь на то, что такая сделка противоречит основам правопорядка или нравственности. Взыскание в доход государства по своему правовому содержанию является конфискацией. И именно ФАС инициировала подготовку законопроекта, закрепляющего возможность применения конфискации.

Формулировки соответствующих положений законопроекта вызывают опасения в первую очередь в связи с крайне широким диапазоном возможных оценочных суждений. Несмотря на правовые позиции в отношении оценки умысла и установления противоправного и антисоциального характера действий сторон сделки, отраженные в судебных актах Конституционного и Верховного судов, нижестоящие суды зачастую применяют формальный подход при рассмотрении дел. Так, например, сам по себе факт наличия сделки без предварительного согласования с ФАС признается достаточным подтверждением умысла на совершение противоправной и антисоциальной сделки.

Следовательно, нововведения окажут существенное влияние на тех, что инвестирует в стратегические предприятия, причем учитывая судебную практику последних месяцев по спорам с ФАС, велика вероятность проверок сделок, совершенных за пределами трехлетнего срока. Доводы о применении сроков исковой давности в спорах с ФАС все чаще отклоняются судами. Угрозой также является изменение статуса собственника предприятия после совершения спорной сделки (например, получения второго гражданства, утрата налогового резидентства РФ) может оцениваться контролирующими органами в качестве подтверждения недобросовестности сторон и умысла на совершение незаконной сделки. Существуют и иные основания, которые в настоящее время ФАС и суды признают достаточными аргументами для применения ст.169 ГК РФ.

Мы рекомендуем владельцам долей, акций, основных средств стратегических предприятий, а также тем, кто в последние годы совершал сделки с таким имуществом, обратить особое внимание как на изменение подходов ФАС в отношении обеспечения контроля и реализации своих полномочий, так и на вносимые в закон изменения.

Источник: сайт BLCONS GROUP