Найти в Дзене
Полки Безумия

Ник Харкуэй - "Мир, который сгинул". Если бы Томас Пинчон писал фантастику

И снова совершенно новый для меня автор, только на этот раз я очень порадовался этому приятному открытию. Прочитав краткую аннотацию к роману, вы (собственно, как и я) можете подумать, что это некая сумасшедшая фантастика в обертке постапокалипсиса, но будете только отчасти правы. В первую очередь это стопроцентное постмодернистское произведение со всеми сопутствующими в декорациях дичайшей смеси "Fallout", "Mad Max" и "Аннигиляции" Вандермеера. Направленность произведения строго антивоенная, поднимающая глубокие социальные и психологические вопросы о последствиях войны, о сломанных и искалеченных судьбах солдат, не нашедших себе место в относительно мирное время, о боли самой действительности мира, увязшего по самую макушку глобуса в отголосках военных кошмаров. При этом такие максимально серьезные темы подаются в очень забавной саркастичной манере от первого лица главного действующего героя, истинная персона которого еще вдобавок и главный твист всего сюжета. «Отличие современных вой

И снова совершенно новый для меня автор, только на этот раз я очень порадовался этому приятному открытию.

Прочитав краткую аннотацию к роману, вы (собственно, как и я) можете подумать, что это некая сумасшедшая фантастика в обертке постапокалипсиса, но будете только отчасти правы. В первую очередь это стопроцентное постмодернистское произведение со всеми сопутствующими в декорациях дичайшей смеси "Fallout", "Mad Max" и "Аннигиляции" Вандермеера. Направленность произведения строго антивоенная, поднимающая глубокие социальные и психологические вопросы о последствиях войны, о сломанных и искалеченных судьбах солдат, не нашедших себе место в относительно мирное время, о боли самой действительности мира, увязшего по самую макушку глобуса в отголосках военных кошмаров. При этом такие максимально серьезные темы подаются в очень забавной саркастичной манере от первого лица главного действующего героя, истинная персона которого еще вдобавок и главный твист всего сюжета.

«Отличие современных войн заключается в том, что никто якобы не хочет принимать в них участие. Нас сталкивают друг с другом, как вооружённых до зубов пингвинов на плавучей льдине. Любая речь на эту тему начинается с того, как неприятна и прискорбна сама идея войны. Война не может быть законной или полезной. В ней нет нужды. Мы должны её избежать. Сразу за гордым заявлением следует ряд околичностей, полуправд и риторических недомолвок, из которых ясно следует, что мы идём на войну, но не по-настоящему, потому что воевать не хочется и нельзя, и в действительности это будут гиперожесточённые мирные условия, где будут умирать люди. Мы идём на не-войну.»

Первая же ассоциация, которая рождается в голове при прочтении первой трети - "Уловка-22" Джозефа Хеллера. И роднит роман Харкуэя с ним не только осознание бессмысленности войны как явления. Главная и основная характеристика, которая применима к обоим произведениям в целом (включая довольно интересный писательский стиль) это остроумие. Главный герой, прошедший непростой жизненный путь, включающий в себя обучение уникальным боевым искусствам у мудрого сенсея; работу на сверхсекретную организацию, создавшую оружие, уничтожившее мир; участие в боевых действиях с аномалиями больного мира, научился относиться ко всему с долей юмора. Теперь осколки человечества ютятся вокруг некой Трубы, по которой течет неизвестное науке вещество, способное дезинтегрировать и в своем роде отпугивать ирреальные порождения техногенного конца света. Но вдруг случается немыслимое - диверсия на одной из насосных станций Трубы, совершенная таинственными злоумышленниками. Главному герою будет необходимо остановить и наказать злодеев, между делом рассказав о своей жизни, разобраться в устройстве Трубы и примириться с худшей половиной самого себя.

В плане повествования автор не брезгует, а по большей части даже злоупотребляет потоками сознания. В рамках одной огромной истории сотни историй поменьше, с щелчком сменяющие друг друга как слайды в проекторе. Вот нам рассказывают про технику привыкания к боли и увечьям в элитной боевой части, в процессе которой солдаты рубятся в Destruction Derby на ржавых колымагах, а вот уже нам повествуют о том, как дикие овцы научились перемещаться по минным полям без последствий для себя. Перелистывая страницу ты никогда не знаешь, в какие дебри тебя заведёт дотошная способность писателя доводить мысль до конца в процессе своих многочисленных рассуждений. А рассуждает он о многом - о любви, о друзьях, о политике, да почти о чем угодно!

Но и экшена тут тоже полно, и в своем воплощении этот экшен зачастую напоминает рассказ восторженного ученика 6 "В" класса, который в понедельник на перемене рассказывает одноклассникам какой крутой фантастический боевик посмотрел с родаками на выходных. И вот они гонят на огромных грузовиках, чтобы взорвать бомбу из антиматерии, а на месте их ждёт злой ниндзя, дерущийся крюком на цепи, БЫЩ, БУЩ, они дерутся, стиль одной школы против стиля другой, ФИГАК, крюком снесло голову, БАБААХХХХХ! Как-то так.

Вообще, оглядываясь назад, я понимаю, что в романе есть вообще все и на любой вкус - и фантастика, и боевик, и драма с душещипательными сценами, и лёгкий вездесущий юмор, и философские размышления. Но я бы не сказал, что это некая солянка в деревянном корыте для плебса, куда напихали всего и сразу, а скорее наоборот, блюдо для утонченных гурманов, умеющих почувствовать баланс ингредиентов и едва ощутимые вкусовые акценты.

Поэтому, дамы и господа, прошу к столу, отведать сие дивное литературное творение, уверен, вам даже захочется добавки.

Ставьте LIKE, если понравилось и подписывайтесь, чтобы заценить больше крутых книг от известных и не очень авторов в жанре sci-fi/horror.