Найти в Дзене

В Самару! Как с улицы Галактионовской попасть в прошлое через проездную арку

Массивное протяженное трехэтажное здание по Галактионовской, 55 располагается рядом с компактным барочным «дворцом» Степана Жоголева, контрастируя с изысканным соседом как габаритами, так и аскетичностью облика. Главный фасад его протягивается на ширину двух стандартных усадебных мест. Монотонность двадцатиосевой композиции «разбавляется» неглубокими выступами-ризалитами – центральным и фланкирующими – со сквозным проходом во двор в среднем и прямоугольной проездной аркой в правом. Объемы боковых ризалитов отличаются большей, чем в центральной части, шириной оконных проемов и междуоконных простенков. Увенчаны ризалиты аттиковыми стенками – в виде ограниченного парапетными столбиками треугольного фронтона в центре и невысокими прямоугольными с такими же парапетными столбиками по краям. Первый этаж отделен от верхних карнизным поясом, расположенные ровными рядами оконные проемы – прямоугольные в первом и третьем этажах и лучковые во втором - обрамлены простыми узкими «тянутыми» налич

Массивное протяженное трехэтажное здание по Галактионовской, 55 располагается рядом с компактным барочным «дворцом» Степана Жоголева, контрастируя с изысканным соседом как габаритами, так и аскетичностью облика.

Галактионовская, 55
Галактионовская, 55

Главный фасад его протягивается на ширину двух стандартных усадебных мест. Монотонность двадцатиосевой композиции «разбавляется» неглубокими выступами-ризалитами – центральным и фланкирующими – со сквозным проходом во двор в среднем и прямоугольной проездной аркой в правом.

Слева - особняк Жоголева, справа - "главное" здание усадьбы Марии Зуевой
Слева - особняк Жоголева, справа - "главное" здание усадьбы Марии Зуевой

Объемы боковых ризалитов отличаются большей, чем в центральной части, шириной оконных проемов и междуоконных простенков. Увенчаны ризалиты аттиковыми стенками – в виде ограниченного парапетными столбиками треугольного фронтона в центре и невысокими прямоугольными с такими же парапетными столбиками по краям.

-3

Первый этаж отделен от верхних карнизным поясом, расположенные ровными рядами оконные проемы – прямоугольные в первом и третьем этажах и лучковые во втором - обрамлены простыми узкими «тянутыми» наличниками. Декор в традиционном понимании практически отсутствует – зато весь фасад облицован глянцевой глазурованной кремово-белой плиткой-кабанчиком.

-4

О чем может рассказать использование «кабанчика»? Во-первых, о том, что время строительства пришлось на эпоху позднего модерна, иначе называемого «рациональным» а иногда и «предвоенным», во-вторых - что вместительное здание использовалось как недорогой доходный дом. Так как эстетика позднего модерн диктовала функциональность и прагматизм, плиточная отделку фасадов сразу набрала популярность.

выступы-ризалиты и аттиковые стенки - наследие прежнего "кирпичного" решения фасада
выступы-ризалиты и аттиковые стенки - наследие прежнего "кирпичного" решения фасада

Повторяющая размеры и форму кирпичного ложка плитка с отверстиями в торце, напоминающими свиной пятачок, имела презентабельный вид, была прочной, огнеупорной, долговечной, легкой в ремонте и самое главное – довольно дешевой: в 1903-м году квадратный метр фасадной плитки производства московского завода Гребенщикова стоил три рубля.

Центральная лестница
Центральная лестница

Надо сказать, владельцы доходных домов любили комбинировать светлый фоновый «кабанчик» с цветными вставками. Использованием зеленой, синей, оливковой и коричневой плитки обычно подчеркивали конструктивную основу или имитировали традиционный декор – горизонтальные тяги и «псевдоналичники». Иногда – как в доме Ивана Савельева на соседней Молодогвардейской - покрывали фасады сплошным ярким «ковром» плиточного орнамента, но в данном случае хозяева обошлись без «излишеств и украшательств»

Проездная арка "в прошлое" Фото Н. Масловой
Проездная арка "в прошлое" Фото Н. Масловой

Что касается хозяев – в перечень объектов культурного наследия здание включено под названием «Усадьба (дом и четыре флигеля) Марии Степановны Зуевой», а годом постройки указан 1898-й . Казалось бы, о стиле «рациональный модерн» в Самаре (да и вообще в мире) тогда еще никто не знал – но данном случае реестр ОКН не обманывает. Чтобы убедиться, нам нужно пройти через сквозной подъезд в центре здания или извилистую проездную арку справа , оказаться в просторном дворе – и попасть, что называется, в другую реальность: дореволюционный мир мещанской усадьбы.

Дворовый флигель
Дворовый флигель

Блеском, богатством и высокими устремлениями не поражает – зато в этом мире все удобно, комфортно, рационально – а потому гармонично и красиво. Ухоженный двор окружен добротными двухэтажными кирпичными «флигелями», выстроенными в едином стиле кирпичной эклектики конца 19-го века.

-9

Хотя в большинстве городских домовладений хозяева экономили на отделке дворовых строений – в усадьбе Марии Степановны Зуевой на фасадах «флигелей» выполнены узорчатой кладкой и надоконные сандрики на фигурных кронштейнах, и междуэтажные тяги, и зубчатые подоконные фартуки, и развитые венчающие карнизы на частых кронштейнах.

Фронтон со слуховым окном так же декорирован деталями из точеного и фигурного кирпича
Фронтон со слуховым окном так же декорирован деталями из точеного и фигурного кирпича

Один из флигелей выстроен в «полукаменном» варианте с оштукатуренным нижним этажом и срубовым верхним с традиционным декором окон.

"Полукаменный" флигель с резными пилястрами по углам во втором этаже
"Полукаменный" флигель с резными пилястрами по углам во втором этаже

Основное трехэтажное здание с витражными полуциркульными окнами лестничных клеток изначально, как видим, тоже входило в «кирпично-эклектичный» ансамбль усадьбы, а модный уличный фасад из глазурованной плитки получило уже позже.

Дворовый фасад с объемом лестничной клетки сохранил исходный "кирпичный" облик
Дворовый фасад с объемом лестничной клетки сохранил исходный "кирпичный" облик

О собственниках информация практически отсутствует. Известно, что владельцем соседней усадьбы по адресу Галактионовская, 51-53, называемой в реестре ОКН «жилым домом на усадьбе Осокиной-Баннова», в 1910-м году стал И.А. Зуев. Маловероятно, чтобы новый сосед пришелся Марии Степановне просто однофамильцем – скорее всего, он являлся ее мужем. С уверенностью о супругах Зуевых можно сказать только то, что были отличными хозяевами.

Фото Н.Масловой
Фото Н.Масловой

После национализации усадьба М.С. Зуевой продолжала служить жильем. В настоящее время первый этаж «уличного» здания занимает районное отделение соцзащиты, а по-прежнему уютный двор с флигелями хранит идиллическую атмосферу конца позапрошлого века.

-14

использованные в статье фото взяты из открытых источников в интернете