Авиабайка от однокашника Володи К.
- Летал я тогда на МиГ-23 в Смирных, что на Сахалине. Однажды полетел я на облёт самолёта после регламентных работ. Обычный рутинный полёт.
После выполнения облёта на посадочной глиссаде на высоте около трёх тысяч метров почувствовал небольшой удар в районе двигателя. Стала расти температура выходящих газов и падать тяга. Доложил руководителю полётов, ждал пожара, но бог миловал, вроде всё более или менее. Тяги для захода на посадку хватает, температура не выходит за ограничения, остальные параметры, вроде, в норме.
Зашёл на полосу, сел, срулил с полосы и выключил двигатель. Тут уже и пожарка и куча народа ожидает. Я, конечно, кабину очень быстро покинул. Но всё нормально, самолёт стоит смирно, ничего с ним этакого не происходит.
Самолёт осмотрели и потащили в ТЭЧ. Инженера стали разбираться, что же произошло, а я написал, естественно, объяснительную, как всё было.
Инженера выяснили, что в районе компрессора снизу на обшивке маленькая дырка, повреждено несколько лопаток компрессора и в компрессоре нашли кусочек меди. Не сразу, но выяснилось, что в сорока километрах от нашего аэродрома в посёлке Леонидово, где расквартирована танковая кадрированная дивизия, имеется там же у них полигон и в тот день они проводили стрельбы. И полигон их расположен как раз под нашей глиссадой.
Как бы это странно не было, но получалось, что в самолёт попал кусок меди со снаряда. Инженер полка, или правильно – зам командира полка по ИАС, поехал в эту дивизию для «прояснения вопроса». Тамошний командир дивизии после этого приехал к нашему командиру полка, они долго общались.
Конечно, тайной их общение не было долгим, и мы вскоре узнали, что по их, танкистским документам, на полигоне во время стрельб закрывается воздушное пространство над полигоном до высоты 2000 метров. Они нас об этом извещают, но наши соответствующие службы не обращают на это особого внимания, поскольку наши самолёты там ниже 3000 метров не летают и эти стрельбы бывают крайне редко.
В интересах обеих заинтересованных сторон было не выносить сор из избы. Была придумана шикарная легенда о попадании меди в двигатель самолёта. «Оказывается», в двигатель МиГ-23 при выполнении облёта на высоте 12000 метров попал окольцованный журавль!
Вот то самое медное кольцо и оказалось в компрессоре двигателя. А лётчик мастерски привёл на аэродром самолёт с повреждённым двигателем, тем самым спас и дорогостоящий самолёт и, разумеется, экипаж.
Долго в полку посмеивались над этим случаем. А через некоторое время в полк пришло извещение, что лётчик, спасший самолёт после столкновения с птицей в стратосфере, награждён орденом Красной Звезды…
- на фото: - МиГ-23 в воздухе.
25.04.2023 - Севастополь.