Стабилизация фронта в Нёйи. Начало наступления версальцев на юге
Итак, 19 апреля корпус правительственного генерала Ладмиро прочно овладел западным берегом Сены. И сразу же в ночь на 20 апреля версальцы отсюда начинают обстрел западных кварталов Парижа. Других видимых успехов на этом участке у правительства Тьера не имелось вплоть до середины мая.
21 апреля Ладмиро попытался развить успех. Его войска предпринимают попытку форсирования Сены у Клиши (3 км вниз по реке). Однако Домбровский прочно удерживает позиции и отражает все атаки врага. В этому ему оказывает поддержку бронепоезд, действующий севернее. Его фланкирующий огонь затрудняет действия версальцев.
Версальцы не оставляли попыток атаковать и в районе Нёйи. Их ежедневные наскоки неизменно отражались огнем. Наступать версальцам здесь было нелегко – всего одна артерия через мост в Нёйи и сильные батареи коммунаров на городском валу.
Хуже всего приходилось мирному населению. Во-первых, парижанам западных районов города, попавших под обстрел. Во-вторых, обитателям этих часто упоминаемых селений в окрестностях Парижа. Прежде всего, Нёйи.
25 апреля Домбровский и Ладмиро заключили перемирие для эвакуации жителей Нёйи. Режим прекращения огня длился с 9 часов утра до 5 часов вечера. Что касается парижан из западных кварталов города, то 24 апреля Совет Коммуны принял декрет о реквизиции пустующего жилья и размещения там граждан из обстреливаемых районов.
Говоря о боях в районе Нёйи, наталкиваюсь на противоречивые ощущения. С одной стороны, нельзя отрицать героизм защитников. По крайней мере, рядовых бойцов и их командиров на передовой. Удерживать в течение нескольких недель позиции, без смены, против превосходящих сил противника, под непрерывным артиллерийским огнем – это действительно героическая стойкость. И тут советские авторы правы, расхваливая коммунаров.
С другой стороны, на всём фронте Домбровский имеет несколько тысяч бойцов. Ну, пусть 10 тысяч. При том, что в Париже околачиваются до 100 тысяч национальных гвардейцев. Ну о каком героизме Коммуны в целом тут можно говорить?
Но вернемся к боевым действиям. Коммунарам на какое-то удалось закрепиться на своем правом фланге (Домбровский). Впрочем, этот факт не смог оказать заметного влияния на другие участки фронта, поскольку Домбровский никак не мог выделить из своих и без того скромных сил ни одного батальона ни в резерв, ни в помощь Врублевскому.
А именно на южный фронт Врублевского в 20-х числах смещается центр приложения сил версальцев. Корпус генерала Сиссе всё ближе подбирается к фортам Исси и Ванв. Их обороняло несколько сотен коммунаров при примерно 40 орудиях. Версальцы же концентрируют против двух фортов огонь нескольких батарей. Только против форта Исси ведут огонь до 200 орудий.
До 25 апреля версальцы занимались рытьем траншей и установкой орудий, иногда устраивая ночные атаки на позиции коммунаров. Те, в свою очередь 22, 23, 24 и 25 апреля предпринимали атаки на траншеи противника, стремясь помешать его осадным работам. Все эти атаки отбиты версальцами с большим уроном для и без того слабых сил коммунаров.
25 апреля версальцы наконец готовы к артиллерийской атаке форта Исси. С утра началась артиллерийская дуэль, перестрелка пушек с батарей версальцев и из форта. Слабая артиллерия коммунаров не имела ни малейшего шанса выстоять в этом противостоянии и уже к вечеру была полностью подавлена.
Территория перед фортом Исси всё еще простреливалась пушками с фортов Ванв, Монруж и из юго-западной части городского вала. Кроме того, на реке действовало несколько канонерок коммунаров. То ли 5, то ли 8.
То есть пехота версальцев пока еще не могла без значительных потерь совершить один рывок до гласиса (то есть до рва) Исси. Генерал Сиссе начинает постепенную атаку, то есть медленное приближение сапами (криволинейными траншеями) ко рву форта. Ближайшие дни решат судьбу укрепления.
----------
Все материалы о Парижской Коммуне:
Парижская коммуна 12-19 апреля
Парижская коммуна 20-25 апреля