"Семья и искусство разрывают тебя на части, — говорит главному герою фильма Сэмми Фабельману его дядя Борис, — Мы зависимы. И наш наркотик — искусство. Семью мы любим, но искусство сводит нас с ума".
Дядя Сэмми — бывший дрессировщик львов.
— Головы в пасти засовывать — это искусство? — удивляется Сэмми.
Дядя смеётся.
— Нет, головы в львиные пасти засовывать это ерунда. А убедить льва её не сожрать — это искусство.
"Любишь их, — продолжает дядя Борис, — сестёр, маму, папу, но только это (дядя показывает на монтажный стол) — ты любишь больше... Ты будешь снимать кино, и творить искусство. Искусство несёт тебе почести и вечную славу, но... лишит тебя сердца, оставит одного. Для близких ты станешь позором, просто изгнанником, бродягой. Искусство не игра. Оно опасно, как львиная пасть, его зубы остры".
Я думаю, это ключевая сцена фильма. Эта да ещё финальный эпизод: встреча Сэмми с Джоном Фордом.
Всё, что говорит дядя Борис — правда. Правда, без сомнения, выстраданная. Но Стивен Спилберг подвергает её ревизии. Этот фильм, как мне кажется, попытка свести разорванные части (семью и искусство) воедино. Фильм автобиографичен, и мы не имеем права комментировать, насколько попытка оказалось успешной. Мы лишь оцениваем самоотдачу героя и автора. Мы отмечаем вехи взросления Сэмми Фабельмана и верим в его искренность. Сначала мальчика, затем юноши, так глубоко воспринявшего магию кино. Искренность выдающегося режиссёра Стивена, посвятившего жизнь кинематографу.
Как здорово, что Спилберг снял этот фильм. Он долго готовился, обговаривал идею с продюсером Тони Кушнером. И сколько бы ещё тянулся предзастольный этап, если бы не коронавирус. В 2020 году они за два месяца написали сценарий.
Фильм не получил ни одного "Оскара". Между тем, "Фабельманы" — большое кино. Оскароносец "Всё, везде и сразу" кажется мне претенциозным и безвкусным. Эти два фильма как-то даже неловко сравнивать.
"Фабельманы" несентиментальное, повествовательное кино. Деликатное и вдумчивое. Даже, я бы сказал, задумчивое в отношении событий детских и юношеских лет. Кино без претензий, без обвинений и оправданий, без эмоционально перенасыщенных сцен, без пафоса, без надрыва. Не сенсационность, не яркая образность, не драматургическая и визуальная новизна, не эксперимент, не глубина высказывания. Нет, нет, дело в другом. Это текучее воспоминание, снятое тщательно и я бы сказал нежно. Это нежность чуткого, благодарного человека, трепетно всматривающегося в дорогие образы прошлого.
Это глубокое кино о взрослении. О том, как смотреть страхам в глаза, как учиться доверчивости и непреклонности, как узнавать заново своих родителей, прощать их недостатки, принимать их во всей сложности их натур, о том, как мириться с другими и с собой. Это кино о поиске смысла, о свободе, о вере в себя, об озарённости мечтой, ставшей целью.
Прекрасен финал.
Джон Форд в шикарном исполнении Дэвида Линча даёт юному Сэмми совет. Лаконичный, блестящий профессиональный совет. Никаких спойлеров. Смотрите!
И другие фильмы 2022 года
Подписка о лояльности оформляется тут