Найти тему
На берегах Терека

МЕРЫ, ПРЕДПРИНЯТЫЕ ПРОТИВОБОРСТВУЮЩИМИ СТОРОНАМИ ПОСЛЕ СРАЖЕНИЯ НА РЕКЕ ИОРИ 7 НОЯБРЯ 1800 ГОДА И ВОЗВРАЩЕНИЕ ПОБЕДИТЕЛЕЙ В ТИФЛИС

ПРОДОЛЖЕНИЕ

Потерпев сокрушительное поражение в сражении на реке Иори, дагестанские феодалы не оставили своих далеко идущих экспансионистских планов. Вскоре от лазутчиков стало известно, что они вновь собирают силы для очередного вторжения в Картли-Кахетинское царство, а партии дагестанцев не разошлись по своим обществам, а отправились в земли современного Азербайджана для поисков продовольствия. Один из таких набегов завершился для них трагически и правителю Дхавад-хану Гянджинскому доставили более 100 отрезанных голов и несколько десятков схваченных лезгин. Он стал собирать коалицию из местных феодальных владетелей, чтобы, пользуясь благоприятной ситуацией, после безоговорочного поражения лезгин от объединенного российско-грузинского войска, окончательно добить набежчиков в их же местах сборов. В случае успеха закавказские правители предполагали выбить своих стародавних врагов на северные склоны Кавказских гор и перекрыть важнейшие дороги на перевале.

Крестовый перевал. М.Ю.Лермонтов
Крестовый перевал. М.Ю.Лермонтов

В коалицию вошли помимо хана Гянджи, Мустафа-хан Ширванский, Мухаммед Хасан-хан Щекинский и соседние более мелкие владетели. Они рассчитывали на помощь и российских войск из Закавказья, поэтому не может быть и речи о какой-либо антиколониальной борьбе, а всего лишь можно говорить о защите ими собственных владений, т.к. иллюзий по поводу персидского войска не питали. Им хорошо было известно, что после поражения дагестанских феодалов в грузинских землях, шах Фетх-Али-хан окончательно отказался от вторжения в Картли-Кахетинское царство и отвел свое воинство еще дальше с Кавказа. По этой причине закавказские владетели предложили царю Георгию XII, который доживал свои последние дни и торопился завершить самые необходимые мероприятия своего не долгого правления, вступить в уже принимавшие свои рамки коалицию против общего противника.

-2

Складывающаяся военно-политическая ситуация явно не благоприятствовала выполнению повторных замыслов Омар-хана Аварского, но он усиленно привлекал к участию в планируемом походе и предводителей джаро-белоканских лезгин. Владетельный хан попытался заручиться поддержкой и Дхавад-хана Гянджинского, у которого имелось несколько пушек, но после попытки набега дагестанцев на его владения, вопрос сам собой разрешился. Подобный факт свидетельствует, что в рядах набежчиков не было полного единства и некоторые предводители партий действовали самостоятельно, не считаясь с мнением признанного лидера среди феодальных владетелей Дагестана. С ухудшением самочувствия Омар-хану Аварскому стало не до подготовки очередного вторжения в Картли-Кахетинское царство, хотя обстановка внутри правящей династии Багратиони, обострившейся борьбой за власть при умирающем царе Георгии XII и позволяла надеяться на определенный успех.

Бунчук (символ власти) Джавад-хана. Музей истории Азербайджана, Баку
Бунчук (символ власти) Джавад-хана. Музей истории Азербайджана, Баку

Однако среди правящей северокавказской элиты не нашлось ни одного равного по значимости и целеустремленности правителю Аварского ханства, что стало существенной потерей для дагестанских горцев на рубеже XVIII-XIX столетий. В какой-то мере преждевременная кончина известного военного предводителя, имевшего значительное влияние на вольные общества, стала одной из причин того, что в скором времени в дагестанских горах влияние стали приобретать совершенно новые категории населения. У старшин отдаленных горных обществ, не желавших на долгое время подчиниться кому бы то ни было, появились и свои собственные цели и им не рисковали мешать. По этой причине, дагестанские феодалы и предводители набеговых партий во многом вернулись к своей прежней практике, одиночных вылазок за прибавочным продуктом к ближайшим соседям, избегая при этом вступать в прямой огневой контакт с регулярными подразделениями российских войск.

 ЛУИДЖИ ПРЕМАЦЦИ, "СТАРЫЙ ТИФЛИС"
ЛУИДЖИ ПРЕМАЦЦИ, "СТАРЫЙ ТИФЛИС"

Дальнейшие события в обширном регионе во многом определились безвременной кончиной 40-летнего Омар-хана Аварского, имевшие важнейшие последствия для судеб сотен тысяч людей. А пока что генерал И.П.Лазарев решил подстраховаться и перегородить дорогу возможного движения набеговых партий. В крепость города Сингахи отправились 3 роты от 17-го Егерского полка с орудием и запасом снаряжения, а рота мушкетерского Кабардинского полка с пушкой расквартировалась на кратчайшем пути к Тифлису, в километрах 20 древнего города.  Главный воинский начальник в Закавказье позаботился и о создании промежуточных станций для быстрейшей доставки летучей почты от самых границ Кахетии, поэтому был постоянно в курсе всех последних новостей на сопредельной территории.

Крепость города Сингахи
Крепость города Сингахи

Тем временем организовав захоронение погибших горцев и сбор трофейного оружия, подразделения регулярной Российской армии направились в обратный путь. Совершая обычные переходы, они 12 ноября 1800 г. дошли до столицы Картли-Кахетинского царства. Несмотря на расстроенное здоровье царь Георгий XII выехал лично встречать победителей за несколько километров от Тифлиса в сопровождении знатнейших князей и местного духовенства. Несмотря на неоднократные отказы, ему удалось уговорить генерала И.П.Лазарева принять в подарок своего коня в богатом убранстве, а сам отправился пешком. Выразив подобным образом свое признание, правитель призвал собравшийся народ выразить слова благодарности своим спасителям. Весь путь до места расположения егерей и мушкетеров в городе превратилось в сплошное ликование населения, на конкретном примере убедившегося в возможностях Российской армии. Появилась реальная надежда на прекращение разорительных набегов северокавказских горцев и возможность на безопасную жизнь, что прекрасно понимал простой народ.

Между тем, оставшиеся на родине грузинские аристократические семьи выражали сомнение на благоприятное развитие ситуации, пока страну раздирали междоусобицы. Их инициаторами являлись представители правящей династии Багратиони, которые и перед лицом смертельной опасности и не собирались примириться внутри семьи. Становилось очевидно, что древняя христианская держава, если и не будет разорвана на части, то попадет под прямое управление персидского шаха или турецкого султана, либо будет окончательно разорена вторжениями партий дагестанских феодалов. Существовал и еще один выход, который на закате жизни все ясней озвучивал царь Георгий XII, не уставая напутствовать своих доверенных лиц в далекой северной столице.

Продолжение следует. Подписывайтесь на канал, ставьте лайки, будем вместе продвигать честную историю.