Многие талантливые художники и скульпторы всех времен часто использовали в своем творчестве классические античные сюжеты. И причин для этого было сразу две.
Первая самая простая: можно было продемонстрировать свое мастерство во всей его красе – потому что картины и скульптуры этой тематики простыми не бывают. А вот вторая уже посложнее – в этих сюжетах часто был скрытый уровень смысла. И готовая вещь становилась не просто великолепной работой, но и намеком, который понимал только настоящий ценитель.
Именно так случилось с созданной в промежутке между 1622-м и 1625-м годами скульптурой «Аполлон и Дафна» итальянского мастера Джан Лоренцо Бернини по заказу большого ценителя качественного искусства кардинала Сципионе Боргезе. В ней тоже есть два смысла – явный и скрытый.
Что же прячет от большинства зрителей эта композиция?
Явный сюжет взят из древнегреческой мифологии и вполне для нее типичен. Один из верховных богов Олимпа, Апполон, однажды встретил невероятной красоты нимфу по имени Дафна. Страсть бога вспыхнула, как сухой хворост, и он весьма навязчиво начал оказывать девушке знаки внимания. Но не учел простого факта – нимфа связала себя обетом безбрачия ради служения богам, и нарушать его абсолютно не собиралась.
Не привыкший получать отказы Апполон начал преследовать Дафну, но в этот раз судьба не была к нему благосклонна. Как раз в момент, когда прекрасное создание было уже практически у него в руках, нимфа силой молитвы превратилась в лавровое дерево, ускользнув от настырного божества в недосягаемую для него сферу. Как раз момент превращения очарования в горсть веток и запечатлел Бернини – во всей гамме чувств и динамике движения и трансформации.
Сюжет композиции стал оберткой, за которой не по годам изысканный и проницательный (скульптору в момент работы над статуей было всего двадцать лет) автор спрятал весьма мудрую для его возраста мысль. Скрытая изюминка оказалась по зубам – и по вкусу – лишь наиболее образованным и интеллектуальным почитателям скульптора.
И лучше всего ее выразил папа Урбан VIII. Будучи одним из умнейших людей своего времени, на вопрос о работе Бернини он отметил: каждый, кто потратит свою жизнь в погоне за исчезающее непостоянной красотой – на финише останется с охапкой жесткой листвы и горьких ягод. Очень интересное мненение… И если вы тоже так считаете – ставьте лайк. И подписывайтесь на наш канал - Горгульи тоже говорят, где мы не единожды затронем в будущем тему тайных кодов, может быть – и Да Винчи!
Наверняка вы сами видели статуи, в которых был какой-то тайный смысл, а может быть – даже смысл внутри смысла. Расскажите нам об этих «монументальных головоломках» в комментариях!