Недавно переведена новая повесть Дж. Сваллоу «Гарро, рыцарь в сером» (пер. Luminor). Что ж, грех не высказать о ней немного очень личного мнения. Как обычно - с бойза жуб, с Волка мьод, с остальных лайк и подписка :)
Повесть «Гарро, рыцарь в сером» неожиданно маленькая. Впрочем, переводчик все равно герой — сделать перевод в такие короткие сроки и с таким качеством. Интересно, что в англоязычной литературе нет разделения на «новеллу» и «повесть», так что на сайте БЛ «Гарро» заявлен как новелла. Она повествует о последнем героическом — как и положено лояльному астартес во время Осады — подвиге Натаниэля Гарро, верного Империуму Гвардейца Смерти.
Впервые мы встретимся с ним еще в первых романах Ереси, а в романе «Полет „Эйзенштейна”» именно Натаниэль вместе с Йактоном Крузом спасет от ярости Хоруса Эуфратию Киилер, Мерсади Олитон и Кирилла Зиндермана и сообщит Рогалу Дорну о случившемся предательстве на Исстваане III. В дальнейшем Гарро войдет в число Странствующих Рыцарей Малкадора (именно он нашел на Исстваане выжившего Локена). Сейчас перед ним стоит задача спасти Эуфратию Киилер, первую Живую Святую Империума.
Сваллоу как писатель прошел довольно долгую дорогу. Надо признать, что он существенно вырос. От историй о Кровавом Ангеле Рафене, которые я для себя маркирую «боевичок на один вечер», он пришел к определенному психологизму и морально-этической проблематике.
История Натаниэля Гарро — это в первую очередь история веры. Гарро — классический образ подвижника веры, христианского мученика или настоящего рыцаря-крестоносца — борца за веру. И для него очень важен вопрос: что есть вера? Она движет Эуфратией, ее товарищами, давая им силы выстоять там, где ломаются все остальные, и самим Гарро. Казалось бы, вера — краеугольный камень личности. Но его молодой собрат Хеллиг Галлор прекрасно обходится без веры, при этом оставаясь и стойким, и порядочным. Да, Галлор высказывает сомнительные с нашей точки зрения вещи — например, что жизни солдат-смертных не стоят жизни Гарро. Но не стоит забывать, что космодесантникам всю дорогу внушали мысль об их превосходстве. И между словами и делами есть разница — а делать Хеллиг будет именно то, что нужно, с полной самоотдачей. Возможно, Сваллоу подводит к мысли, что люди-то разные, важна их готовность отстаивать свои ценности.
Гарро — простой воин, не склонный к философским размышлениям и сомнениям, предельно честный. Раз уверовав, он готов сражаться и умирать во имя Бога-Императора.
Впрочем, от сцены встречи и прощания Эуфратии и Натаниэля остается впечатление, что она для него не символ веры в Императора, а в первую очередь близкий друг. Как и он для нее. Может быть, последний близкий друг из прошлой жизни.
Космодесантников часто показывают рядом со смертными — либо играя на контрасте, либо подчеркивая их сверхчеловеческие качества. В «Гарро» есть и то, и другое. С одной стороны, присутствие Эуфратии придает солдатам и капитану Костагар необычайные силы — они ухитряются выстоять против многочисленных культистов и подчиненных Гвардии Смерти. С другой стороны, это просто люди. Нас довольно близко знакомят с ними, особенно с капитаном Костагар… а потом она внезапно погибает. Но присутствие этих людей придает сил и самой Эуфратии, и Гарро: первая знает, что должна служить им, второй понимает, что сражается ради них.
Игра на контрасте прослеживается и в характерах Гарро и Галлора: первый — опытный, взвешенный, второй — запальчивый, рисковый. Однако главный контраст — это Гарро и Мортарион во главе нынешней Гвардии Смерти. Нам дадут флэшбеки, из которых мы узнаем, какой была Гвардия Смерти до Ереси (и забавный эпизод с бывшей соратницей Тифуса). Тифус уже тогда был сомнительным типом, конечно, однако его не раскусил — и признает это — даже сам Мортарион. Видно, как терранец Гарро стремился понять примарха и его новую доктрину, как всей душой был ему предан. Мортарион, как и другие примархи-трейторы, действительно разбил сердце лояльным сыновьям.
И хеллбрут, хеллбрут… Ужасающее создание со множеством глаз, которое нападает на лоялистов. Сказать бы — это Йог-Сотот не дает покоя авторам БЛ, если бы не одна деталь: библейские ангелы тоже изображаются со множеством глаз. Хеллбрут — падший, искаженный ангел, которому противостоят ангелы-верные, но они одной крови. Поэтому Гарро испытывает такое сожаление о Мортарионе и Гвардии Смерти: это боль о потерянном родстве.
Мортарион же показал себя просто… падлой. Игры в благородство и готовность «простить блудного сына» на самом деле оборачиваются желанием сделать особое подношение Дедушке. Но, если вдуматься, чего мы ждем от хаосита? Между прочим, именно в этой книге у Мортариона появятся крылья.
Итак, у нас небольшая книга о сражениях, героическом превозмогании, дружбе и подвигах, подводящая итог пути давно полюбившихся персонажей: кому промежуточный, а кому и окончательный. Словом, как раз то, что надо истинному вахафагу.
Иллюстрации: Михаил Савье