Найти тему
Арт КомодЪ

«Орфей» из Ганновера. Монтеверди. Жанр не для стадионов?

«Орфей» Монтеверди - это 1607 год, на минуточку. Что у нас было в это время? Смута.

А в Италии, в Мантуе, Монтеверди написал оперу, что пятый век не сходит со сцен мира. 

Собственно композитор написал тогда произведение в новом музыкально-драматическом формате. И слова такого «опера» еще не было в обиходе, но нарождалась уже потребность выразить в музыке страсти людские во всей их напряженности, обособить голоса солистов, обрамив их музыкальным сопровождением. Отказ от речитатива - это тоже Монтеверди. Хоровая полифония начинает  терять свою монополию. Так зарождался отдельный теперь музыкальный жанр - опера, расцвет которой пришелся много позже Монтеверди - на середину XIX века. И поди ж ты - на Верди (!), тоже из Италии. Совпадения такие впечатляют?

Итак, Клаудио Монтеверди. Это

барочная витиеватая музыка в полный рост. Потрясающе звучит. На контрасте с минималистским веком XXI особенно. Сплошной ажур, так и хочется надеть жабо, сложить ручки, замедлив свой суетный ритм. А вот и повод - трансляция «Орфея» Клаудио Монтеверди из Ганновера (премьера 28 апреля 2023, запись доступна). Постановка Silvia Costa (Сильвия Коста), итальянка 1984 г.р. Молода, умна, тонка: никакой внешней дерзости или звездной пафосности режиссерки - «могу-хочу-все». Западная интеллектуалка-труженица. Имеет в багаже значительный опыт постановок на самых-самых мировых оперных площадках: Вена, Зальцбург и наша новаторская Пермь. Базовое образование получила в Венеции в области визуального искусства. Этот факт делает режиссуру «Орфея» в Ганновере (Staatsoper Hannover) многообещающей: значит, и цвет и свет здесь будут и современными и безупречными. Из Венеции-то. 

А вот и первые звуки оркестра Niedersächsisches Staatsorchester Hannover. 

Музыка, которая может «успокоить любое растревоженное сердце» - обещано в либретто.

Звучит музыка в Ганновере, как и обещано - божественно: два клавесина, двойная арфа, две басовые цитры, две скрипки пиккола, 12 виол, орган плюс духовые…

Акт 1. По древнегреческому мифу, действие разворачивается во Фракии, где встречаются полубог Орфей и юная нимфа Эвридика, чтобы полюбить друг друга навечно. 

В Ганновере действие оперы начинается на затененной пустой сцене с Музыки (сопрано Nikki Treurniet) - мультимедийный плывущий фантастический образ божественной Музыки, который потихоньку затейливо трансформируется в реальный прекрасный женский в белом платье - так появляется к зрителям прекрасная Эвридика (тоже сопрано Nikki Treurniet). 

Опера «Орфей» Клаудио Мотеверди.  Staatsoper Hannover, 2023. Эвридика. Сцена из спектакля (фото: screen shot)
Опера «Орфей» Клаудио Мотеверди. Staatsoper Hannover, 2023. Эвридика. Сцена из спектакля (фото: screen shot)

Рождение мифа завораживает, обволакивает с первых мизансцен. Вот вам и первые посылы к современному визуальному искусству на сцене. Браво, Сильвия Коста! 

А оркестр!.. Упоительное звучание. 

Что ж, вечер удался!

Дирижер (David Bates) - отдельная песня: никаких тебе резких движений, отдает долгие тягучие пасы музыкантам, сгибаясь едва ли не вполовину. Аттракцион. Барокко, барокко в каждом жесте маэстро.

*** 

Первое впечатление о собственно постановке: не «жгучий» авангард (слава богу!), но очень, очень современно и динамично, с интригой: с первых аккордов спектакль-пазл держит тебя в умеренном напряжении, в поиске аллюзий к известному с детства мифу. Действие на сцене развивается не линейно, это пазл, который складывается постепенно, не без раздумий и сомнений у зрителя: реальность и воспоминания Орфея смешаны, как кости домино. Цепочка событий выстраивается не вдруг, а выстроившись, оставляет долгое приятное послевкусие - даже после спектакля. 

Акт 2. Орфей славит красоту природы. Льется прекрасный молодой баритон. 

На сцене будто пусто. Пустота пространства - это что?.. 

Орфей и огромное стекло-линза, стекло расколото. Это воспоминание Орфея о счастье через призму потерь: стекло уже никогда не будет целым, как и жизнь Орфея и Эвридики.  

Подготовка к Свадьбе идет полным ходом. И здесь же укус змеи… То есть с самого начала нам говорят: все уже произошло. Дальше только флешбэк.

Сам Орфей в элегантном голубом пальто будто в каком-то неопределенном будущем между небом и землей. 

Костюмы гостей (они же хор), приглашенных на свадьбу «нимф и пастухов» решены в глубоких синих и бордовых тонах, плюс цвет молодого дуба и терракота - такой итальянский поздний ренессанс - на каблуках и в шляпах. Роскошная колористика. Привет, Венеция! 

Опера «Орфей» Клаудио Мотеверди.  Staatsoper Hannover, 2023. Гости прибывают на свадьбу Орфея и Эвридики. Сцена из спектакля (фото: screen shot)
Опера «Орфей» Клаудио Мотеверди. Staatsoper Hannover, 2023. Гости прибывают на свадьбу Орфея и Эвридики. Сцена из спектакля (фото: screen shot)

Осень будто. Зонты у гостей, опавшие листья… Отчего же осень? Грусть предвещается? Одиночество-осень… Пазлы же нам обещаны. Каждый вставит этот фрагмент в свою цепочку домино. 

Трио вокальное. Орфей с друзьями возлежат «на стоге» из белых роз. Потом Орфей в белом - жених в день долгожданной свадьбы. Он в предчувствии праздника любви. Опять сполохи его памяти. Реальность ли? Сон ли? Гиперреальность? 

Опера «Орфей» Клаудио Мотеверди.  Staatsoper Hannover, 2023. Трио - Орфей с друзьями в ожидании свадьбы. Сцена из спектакля (фото: screen shot)
Опера «Орфей» Клаудио Мотеверди. Staatsoper Hannover, 2023. Трио - Орфей с друзьями в ожидании свадьбы. Сцена из спектакля (фото: screen shot)

Тут неожиданно появляется встревоженная девушка (по легенде, нимфа) в костюме сестры милосердия, подруга Эвридики, с горькой вестью. «Самый счастливый и самый горький день - это один день?! О, Боги!..»

Опера «Орфей» Клаудио Мотеверди.  Staatsoper Hannover, 2023. Сообщение о смерти Эвридики. Сцена из спектакля (фото: screen shot)
Опера «Орфей» Клаудио Мотеверди. Staatsoper Hannover, 2023. Сообщение о смерти Эвридики. Сцена из спектакля (фото: screen shot)

Смерть. На лугу полном белых цветов коварно спряталась змея... Умирая, Эвридика звала своего суженного, Орфея. Вот и все. Вот и осень. Никаких больше белых роз.

Несчастье… «Ты умерла, а я дышу?..» Мозг Орфея просто не в состоянии принять реальность. 

Орфей готов пойти в запретное царство теней, только чтобы еще раз увидеть свою Эвридику. 

Скелет шагает по сцене, неотвратимый злой рок. Эстетично, однако, смотрится. И не страшно.

Акт 3. Орфей с Надеждой на пути к царству Аида: «Оставь Надежду всяк сюда входящий…» 

Остаётся Надежда на берегу реки, дальше ей нельзя. Теперь Орфей пойдет один в подземелье. Живые не смешиваются с мертвыми! 

«Тебе нужно иметь бравое сердце, Орфей!»

Харон. Харон не соглашается перевозить Орфея через реку Стикс (одна из пяти рек, протекающих в подземном царстве Аида). Орфей в отчаянии, он ищет подручные средства. Лира! Его лира, ее золотые струны, которые убаюкивают Харона - тот засыпает, и лодка его достаётся Орфею. 

И вот идет Орфей (темнокожий баритон Luvuyo Mbundu) с голым темным торсом по черному песку, на который еще не ступала нога ни одного из смертных. Мольба его о помощи возносится к богам: «Только золотая лира со мной… Помощи нет… Но боги отдадут мне то, что по праву мое! Возможность - это редкий цветок, который надо сорвать вовремя!»  О, как своевременно!

Акт 4. Помогает герою супруга Плутона, тронутая до глубины голосом и историей любви Орфея. Плутон соглашается (кто ж откажет жене?!), но с условием: нельзя Орфею оглядываться назад!

Опера «Орфей» Клаудио Мотеверди.  Staatsoper Hannover, 2023. Подземное царство. Сцена из спектакля (фото: screen shot)
Опера «Орфей» Клаудио Мотеверди. Staatsoper Hannover, 2023. Подземное царство. Сцена из спектакля (фото: screen shot)

…Орфей видит свою Эвридику, та уже слегка тронута тленом…

Опера «Орфей» Клаудио Мотеверди.  Staatsoper Hannover, 2023. Подземное царство: Королева подземного царства и Эвридика.  Сцена из спектакля (фото: screen shot)
Опера «Орфей» Клаудио Мотеверди. Staatsoper Hannover, 2023. Подземное царство: Королева подземного царства и Эвридика. Сцена из спектакля (фото: screen shot)

Испуг и надежда на ее челе. Орфей увлекает ее за собой. Он спешит! Но вдруг сомневается: за ним ли идет его Эвридика, не пошутили ли над ним боги? 

Оглядывается. И в этот миг Эвридика в отчаянии исчезает…

Орфея удерживает на месте невидимая сила. Трагедия.

Хор духов поет: «Орфей побежден своими же страстями!»

Вполне. Очень знакомо по жизни.

Акт 5. Орфей выбирается из царства мертвых, он горько оплакивает красоту Эвридики - это отныне скульптура изо льда, которую он прижимает к груди.

Потрясающее это решение. Ледяная скульптура тает, курится дымкой пара… Трогательная, безнадежная, эстетически прекрасная сцена. Опять Сильвия Коста? Браво. 

Опера «Орфей» Клаудио Мотеверди.  Staatsoper Hannover, 2023. Сцена из спектакля. Орфей (Фото: сайт театра)
Опера «Орфей» Клаудио Мотеверди. Staatsoper Hannover, 2023. Сцена из спектакля. Орфей (Фото: сайт театра)
Опера «Орфей» Клаудио Мотеверди.  Staatsoper Hannover, 2023. Сцена из спектакля. Орфей (Фото: screen shot)
Опера «Орфей» Клаудио Мотеверди. Staatsoper Hannover, 2023. Сцена из спектакля. Орфей (Фото: screen shot)

Аполлон. Еще один бог. Отец Орфея. В костюме доктора. Психиатр? Почему тогда со стетоскопом?

Аполлон «успокаивает» Орфея, дав ему «волшебную» пилюлю.

Опера «Орфей» Клаудио Мотеверди.  Staatsoper Hannover, 2023. Сцена из спектакля. Орфей и Аполлон (Фото: screen shot)
Опера «Орфей» Клаудио Мотеверди. Staatsoper Hannover, 2023. Сцена из спектакля. Орфей и Аполлон (Фото: screen shot)

Как это «современно» - от всех жизненных проблем искать волшебную пилюлю… Психологи, вам привет из Ганновера! А вы, зрители, не ведитесь - пилюли не работают!

Опера «Орфей» Клаудио Мотеверди.  Staatsoper Hannover, 2023. Волшебная пилюля от Аполлона как переход в бессмертие. Сцена из спектакля (фото: screen shot)
Опера «Орфей» Клаудио Мотеверди. Staatsoper Hannover, 2023. Волшебная пилюля от Аполлона как переход в бессмертие. Сцена из спектакля (фото: screen shot)

Опера «Орфей» Клаудио Мотеверди.  Staatsoper Hannover, 2023. Сцена из спектакля. Подземное царство  (Фото: screen shot)
Опера «Орфей» Клаудио Мотеверди. Staatsoper Hannover, 2023. Сцена из спектакля. Подземное царство (Фото: screen shot)

…Орфею безутешному и безумному обещано бессмертие и образ прекрасной Эвридики в звездах, то есть на небе.

Такой Эвридикой можно любоваться вечно… Удел всех смертных.

***

Раздумья. Как создать образ любви?.. Да еще на сцене?

Хор: «Тот, кто сеет в страдании, должен пожинать плоды благодати…» Это о «смирении» Орфея в финале. Ничего себе «плоды»…

Горькая история. «Орфей умирает много раз в течение шоу», - говорит Сильвия Коста.

Это как кошмарный сон, который годами преследует тебя…

Орфей дважды теряет Эвридику: сначала по воле случая, потом — из-за того, что слишком сильно ее любил…

Оглядываться нельзя - так говорят Боги смертным. Можно увидеть через плечо пустоту… И тогда конец всему.

Люди из прошлого дают нам наказ: будьте мягче, будьте гибче, что бы не случилось! Этот посыл идет со сцены. 

А музыка? Музыка льется впереди чувств героя, впереди его горя… Орфей понимает только язык музыки, другого у него нет. Музыка как предтеча всему. 

Вот такая опера идет в Ганновере. Тоннель из прошлого в современность. 

***

Да, и здесь опера сокращена относительно оригинала. Такой у современности нынче тренд. Однако, это тоже делает постановку такой динамичной. Оригинальный замысел Монтеверди при этом не потерян, его барокко околдовывает: другая редакция оперы - и только. Никаких обид на сокращение материала в этот раз отчего-то нет.

«Бывает, что лист тонет, а камень плывет». (Японская пословица) 

Вот и здесь: погибли герои, а любовь их живет. Свет их живет. Камертон чувств на века. Что-то отзывается у каждого слушателя: поток пережитого, потери - они есть у всех… Как молитва - безнадежное утешение.

В этой постановке нет мега звезд вокала. Все звучат хорошо, добротно, но не более. Ансамбль? Никто не тянет одеяло на себя. Опера оставляет очень теплые чувства и в части вокала: запоминается, конечно, контртенор - обязательный элемент барокко (?).

Опера гармонична и современна. Вот вам и 400 лет на сцене.

Современный стандарт из Ганновера.

Слушать-смотреть обязательно!

Клаудио Монтеверди (1567 - 1643)
Клаудио Монтеверди (1567 - 1643)

Грусть, не боль остаются в сухом остатке после спектакля. Эстетика. Вечность. Рефреном. А что? Барокко рефрен любит.

Спасибо, Монтеверди, за твой шедевр.

©️ Мила Тонбо 2023

Программа

Опера «Орфей» Клаудио Мотеверди. Staatsoper Hannover (премьера 28 апреля 2023)

Orfeo - Luvuyo Mbundu (баритон, Южная Африка, первый сезон в Ганновере)

Messenger - Nina van Essen меццо-сопрано, Голландия  

La Musica - Nikki Treurniet

Hope (La Speranza) - Nils Wanderer (контртенор, Германия)

Euridice - Nikki Treurniet (сопрано,  Нидерланды)

Caronte - Markus Suihkonen (бас, Финляндия) 

Plutone - Richard Walshe (басбаритон, солист Ганноверской оперы)

Proserpina - Nina van Essen

Nymph - Petra Radulovic

Pastore I - Philipp Kapeller

Pastore II - Pawel Brozek

Pastore III - Nils Wanderer

Apollo - Marco Lee (тенор, Корея) 

Chorus

Chor der Staatsoper Hannover

Orchestra

Niedersächsisches Staatsorchester Hannover

Text Alessandro Striggio

Conductor David Bates

Director and Sets Silvia Costa

**

Другие отзывы и рецензии автора на театральные и музыкальные спектакли (а также киноновинки) отечественных и зарубежных постановщиков (исполнителей) в подборке «Театральная гостиная»