«Орфей» Монтеверди - это 1607 год, на минуточку. Что у нас было в это время? Смута.
А в Италии, в Мантуе, Монтеверди написал оперу, что пятый век не сходит со сцен мира.
Собственно композитор написал тогда произведение в новом музыкально-драматическом формате. И слова такого «опера» еще не было в обиходе, но нарождалась уже потребность выразить в музыке страсти людские во всей их напряженности, обособить голоса солистов, обрамив их музыкальным сопровождением. Отказ от речитатива - это тоже Монтеверди. Хоровая полифония начинает терять свою монополию. Так зарождался отдельный теперь музыкальный жанр - опера, расцвет которой пришелся много позже Монтеверди - на середину XIX века. И поди ж ты - на Верди (!), тоже из Италии. Совпадения такие впечатляют?
Итак, Клаудио Монтеверди. Это
барочная витиеватая музыка в полный рост. Потрясающе звучит. На контрасте с минималистским веком XXI особенно. Сплошной ажур, так и хочется надеть жабо, сложить ручки, замедлив свой суетный ритм. А вот и повод - трансляция «Орфея» Клаудио Монтеверди из Ганновера (премьера 28 апреля 2023, запись доступна). Постановка Silvia Costa (Сильвия Коста), итальянка 1984 г.р. Молода, умна, тонка: никакой внешней дерзости или звездной пафосности режиссерки - «могу-хочу-все». Западная интеллектуалка-труженица. Имеет в багаже значительный опыт постановок на самых-самых мировых оперных площадках: Вена, Зальцбург и наша новаторская Пермь. Базовое образование получила в Венеции в области визуального искусства. Этот факт делает режиссуру «Орфея» в Ганновере (Staatsoper Hannover) многообещающей: значит, и цвет и свет здесь будут и современными и безупречными. Из Венеции-то.
А вот и первые звуки оркестра Niedersächsisches Staatsorchester Hannover.
Музыка, которая может «успокоить любое растревоженное сердце» - обещано в либретто.
Звучит музыка в Ганновере, как и обещано - божественно: два клавесина, двойная арфа, две басовые цитры, две скрипки пиккола, 12 виол, орган плюс духовые…
Акт 1. По древнегреческому мифу, действие разворачивается во Фракии, где встречаются полубог Орфей и юная нимфа Эвридика, чтобы полюбить друг друга навечно.
В Ганновере действие оперы начинается на затененной пустой сцене с Музыки (сопрано Nikki Treurniet) - мультимедийный плывущий фантастический образ божественной Музыки, который потихоньку затейливо трансформируется в реальный прекрасный женский в белом платье - так появляется к зрителям прекрасная Эвридика (тоже сопрано Nikki Treurniet).
Рождение мифа завораживает, обволакивает с первых мизансцен. Вот вам и первые посылы к современному визуальному искусству на сцене. Браво, Сильвия Коста!
А оркестр!.. Упоительное звучание.
Что ж, вечер удался!
Дирижер (David Bates) - отдельная песня: никаких тебе резких движений, отдает долгие тягучие пасы музыкантам, сгибаясь едва ли не вполовину. Аттракцион. Барокко, барокко в каждом жесте маэстро.
***
Первое впечатление о собственно постановке: не «жгучий» авангард (слава богу!), но очень, очень современно и динамично, с интригой: с первых аккордов спектакль-пазл держит тебя в умеренном напряжении, в поиске аллюзий к известному с детства мифу. Действие на сцене развивается не линейно, это пазл, который складывается постепенно, не без раздумий и сомнений у зрителя: реальность и воспоминания Орфея смешаны, как кости домино. Цепочка событий выстраивается не вдруг, а выстроившись, оставляет долгое приятное послевкусие - даже после спектакля.
Акт 2. Орфей славит красоту природы. Льется прекрасный молодой баритон.
На сцене будто пусто. Пустота пространства - это что?..
Орфей и огромное стекло-линза, стекло расколото. Это воспоминание Орфея о счастье через призму потерь: стекло уже никогда не будет целым, как и жизнь Орфея и Эвридики.
Подготовка к Свадьбе идет полным ходом. И здесь же укус змеи… То есть с самого начала нам говорят: все уже произошло. Дальше только флешбэк.
Сам Орфей в элегантном голубом пальто будто в каком-то неопределенном будущем между небом и землей.
Костюмы гостей (они же хор), приглашенных на свадьбу «нимф и пастухов» решены в глубоких синих и бордовых тонах, плюс цвет молодого дуба и терракота - такой итальянский поздний ренессанс - на каблуках и в шляпах. Роскошная колористика. Привет, Венеция!
Осень будто. Зонты у гостей, опавшие листья… Отчего же осень? Грусть предвещается? Одиночество-осень… Пазлы же нам обещаны. Каждый вставит этот фрагмент в свою цепочку домино.
Трио вокальное. Орфей с друзьями возлежат «на стоге» из белых роз. Потом Орфей в белом - жених в день долгожданной свадьбы. Он в предчувствии праздника любви. Опять сполохи его памяти. Реальность ли? Сон ли? Гиперреальность?
Тут неожиданно появляется встревоженная девушка (по легенде, нимфа) в костюме сестры милосердия, подруга Эвридики, с горькой вестью. «Самый счастливый и самый горький день - это один день?! О, Боги!..»
Смерть. На лугу полном белых цветов коварно спряталась змея... Умирая, Эвридика звала своего суженного, Орфея. Вот и все. Вот и осень. Никаких больше белых роз.
Несчастье… «Ты умерла, а я дышу?..» Мозг Орфея просто не в состоянии принять реальность.
Орфей готов пойти в запретное царство теней, только чтобы еще раз увидеть свою Эвридику.
Скелет шагает по сцене, неотвратимый злой рок. Эстетично, однако, смотрится. И не страшно.
Акт 3. Орфей с Надеждой на пути к царству Аида: «Оставь Надежду всяк сюда входящий…»
Остаётся Надежда на берегу реки, дальше ей нельзя. Теперь Орфей пойдет один в подземелье. Живые не смешиваются с мертвыми!
«Тебе нужно иметь бравое сердце, Орфей!»
Харон. Харон не соглашается перевозить Орфея через реку Стикс (одна из пяти рек, протекающих в подземном царстве Аида). Орфей в отчаянии, он ищет подручные средства. Лира! Его лира, ее золотые струны, которые убаюкивают Харона - тот засыпает, и лодка его достаётся Орфею.
И вот идет Орфей (темнокожий баритон Luvuyo Mbundu) с голым темным торсом по черному песку, на который еще не ступала нога ни одного из смертных. Мольба его о помощи возносится к богам: «Только золотая лира со мной… Помощи нет… Но боги отдадут мне то, что по праву мое! Возможность - это редкий цветок, который надо сорвать вовремя!» О, как своевременно!
Акт 4. Помогает герою супруга Плутона, тронутая до глубины голосом и историей любви Орфея. Плутон соглашается (кто ж откажет жене?!), но с условием: нельзя Орфею оглядываться назад!
…Орфей видит свою Эвридику, та уже слегка тронута тленом…
Испуг и надежда на ее челе. Орфей увлекает ее за собой. Он спешит! Но вдруг сомневается: за ним ли идет его Эвридика, не пошутили ли над ним боги?
Оглядывается. И в этот миг Эвридика в отчаянии исчезает…
Орфея удерживает на месте невидимая сила. Трагедия.
Хор духов поет: «Орфей побежден своими же страстями!»
Вполне. Очень знакомо по жизни.
Акт 5. Орфей выбирается из царства мертвых, он горько оплакивает красоту Эвридики - это отныне скульптура изо льда, которую он прижимает к груди.
Потрясающее это решение. Ледяная скульптура тает, курится дымкой пара… Трогательная, безнадежная, эстетически прекрасная сцена. Опять Сильвия Коста? Браво.
Аполлон. Еще один бог. Отец Орфея. В костюме доктора. Психиатр? Почему тогда со стетоскопом?
Аполлон «успокаивает» Орфея, дав ему «волшебную» пилюлю.
Как это «современно» - от всех жизненных проблем искать волшебную пилюлю… Психологи, вам привет из Ганновера! А вы, зрители, не ведитесь - пилюли не работают!
…Орфею безутешному и безумному обещано бессмертие и образ прекрасной Эвридики в звездах, то есть на небе.
Такой Эвридикой можно любоваться вечно… Удел всех смертных.
***
Раздумья. Как создать образ любви?.. Да еще на сцене?
Хор: «Тот, кто сеет в страдании, должен пожинать плоды благодати…» Это о «смирении» Орфея в финале. Ничего себе «плоды»…
Горькая история. «Орфей умирает много раз в течение шоу», - говорит Сильвия Коста.
Это как кошмарный сон, который годами преследует тебя…
Орфей дважды теряет Эвридику: сначала по воле случая, потом — из-за того, что слишком сильно ее любил…
Оглядываться нельзя - так говорят Боги смертным. Можно увидеть через плечо пустоту… И тогда конец всему.
Люди из прошлого дают нам наказ: будьте мягче, будьте гибче, что бы не случилось! Этот посыл идет со сцены.
А музыка? Музыка льется впереди чувств героя, впереди его горя… Орфей понимает только язык музыки, другого у него нет. Музыка как предтеча всему.
Вот такая опера идет в Ганновере. Тоннель из прошлого в современность.
***
Да, и здесь опера сокращена относительно оригинала. Такой у современности нынче тренд. Однако, это тоже делает постановку такой динамичной. Оригинальный замысел Монтеверди при этом не потерян, его барокко околдовывает: другая редакция оперы - и только. Никаких обид на сокращение материала в этот раз отчего-то нет.
«Бывает, что лист тонет, а камень плывет». (Японская пословица)
Вот и здесь: погибли герои, а любовь их живет. Свет их живет. Камертон чувств на века. Что-то отзывается у каждого слушателя: поток пережитого, потери - они есть у всех… Как молитва - безнадежное утешение.
В этой постановке нет мега звезд вокала. Все звучат хорошо, добротно, но не более. Ансамбль? Никто не тянет одеяло на себя. Опера оставляет очень теплые чувства и в части вокала: запоминается, конечно, контртенор - обязательный элемент барокко (?).
Опера гармонична и современна. Вот вам и 400 лет на сцене.
Современный стандарт из Ганновера.
Слушать-смотреть обязательно!
Грусть, не боль остаются в сухом остатке после спектакля. Эстетика. Вечность. Рефреном. А что? Барокко рефрен любит.
Спасибо, Монтеверди, за твой шедевр.
©️ Мила Тонбо 2023
Программа
Опера «Орфей» Клаудио Мотеверди. Staatsoper Hannover (премьера 28 апреля 2023)
Orfeo - Luvuyo Mbundu (баритон, Южная Африка, первый сезон в Ганновере)
Messenger - Nina van Essen меццо-сопрано, Голландия
La Musica - Nikki Treurniet
Hope (La Speranza) - Nils Wanderer (контртенор, Германия)
Euridice - Nikki Treurniet (сопрано, Нидерланды)
Caronte - Markus Suihkonen (бас, Финляндия)
Plutone - Richard Walshe (басбаритон, солист Ганноверской оперы)
Proserpina - Nina van Essen
Nymph - Petra Radulovic
Pastore I - Philipp Kapeller
Pastore II - Pawel Brozek
Pastore III - Nils Wanderer
Apollo - Marco Lee (тенор, Корея)
Chorus
Chor der Staatsoper Hannover
Orchestra
Niedersächsisches Staatsorchester Hannover
Text Alessandro Striggio
Conductor David Bates
Director and Sets Silvia Costa
**
Другие отзывы и рецензии автора на театральные и музыкальные спектакли (а также киноновинки) отечественных и зарубежных постановщиков (исполнителей) в подборке «Театральная гостиная»