Как строился минский Свято-Воскресенский храм, корреспонденту агентства «Минск-Новости» рассказала Анастасия Стукач, мать первого настоятеля храма.
Беседовали с Анастасией Ивановной где-то за год до ее кончины, она отошла в вечность в солидном возрасте — ей было за 90. Однажды старушка захотела поведать всю свою непростую жизнь. Много часов рассказывала про трудное детство, про то, как несколько раз избежала расстрела и выжила в годы военного лихолетья. В том числе много говорила о строительстве храма в микрорайоне Зеленый Луг-3.
После рукоположения в 1994 году сына — Владимира Стукача — в сан священника его назначили настоятелем только что образованного Свято-Воскресенского прихода. Зарегистрирован он был совсем недалеко от места жительства батюшки — на ул. Гамарника, 29. На первом этаже этого дома было устроено и первое молитвенное помещение.
Начинали в прямом смысле с нуля. Сами все благоустраивали, использовали для этого свое собственное имущество. Так, Анастасия Ивановна принесла из дому скатерти, салфетки, а отец Владимир – свою мебель: шкаф, столик, кресло… и даже пианино. Вскоре и прихожанки начали жертвовать приходу какие-то вещи, продукты. Анастасия Ивановна часто готовила дома еду и приносила с собой, чтобы подкрепить силы батюшки и тех, кто ему помогал.
Однажды отец Владимир вернулся после встречи с митрополитом Филаретом и сказал, что его благословили начинать строить храм. Пожилая женщина торжественно сообщила, что однажды во сне, еще до того, как сын стал священником, ей была показана будущая церковь и сказано, что ей предстоит участвовать в строительстве храма.
Рассказчица хорошо помнила и то, как горячо молились, переживали они с сыном по поводу будущего строительства, не знали, где возьмут средства. Отец Владимир занялся обустройством временной церкви. Попросил у военных палатку. Пригласил владыку Филарета благословить новый этап духовной жизни Свято-Воскресенского прихода.
Началась стройка. Богослужение перенесли в палатку. Анастасия Ивановна с радостью поведала, как зажгла первую свечу в этом «походном» храме и тут же описала, в каких спартанских условиях жил приход в те годы: «Дождь шел, сверху текло, в воде стояли, руки мерзли — зимой холодно было, — а службу вели. Люди стали заходить. Радостно шли и помогали строить церковь. Цыгане, например, приносили ковры. Вот так потихоньку все образовывалось. И мне там нравилось — хорошая церковка была!»
Конечно, не все было гладко и радостно. Не все люди приходили с добром, бывали случаи воровства, непорядочности. А иногда тяжело на сердце было от теплохладности людской — ведь порой на просьбу помочь на стройке откликались лишь единицы. Собеседница поделилась со мной и печальными воспоминаниями, сетовала, вздыхала, что тяжелая физическая работа повлияла на здоровье…
Усилия отца Владимира были сосредоточены не только на строительстве храма. Хотя там «все надо было организовывать, до каждого гвоздика». Очень скоро батюшка открыл воскресную школу. Мать и тут ему помогала, первое время, как она вспоминает, даже в качестве уборщицы. После к решению школьных вопросов активно подключились родители детей. Еще было множество забот, когда приезжали паломники. А перед Пасхой добавлялись радостные хлопоты по выпечке артосов.
В общем, дел было так много, что настоятель частенько оставался ночевать на приходе. По словам матери, «от души трудился, отдавал всего себя». Да и сама она очень поздно уходила домой.
В конце разговора с Анастасией Ивановной захотелось спросить: «Но все же в трудах своих и в трудностях Вы наверняка чувствовали помощь Божию? Ведь не что-нибудь, а храм строили!»
Она радостно согласилась и вспомнила, как по четвергам сугубо, коленопреклоненно молились Николаю Чудотворцу о помощи в строительстве, и добавила: «Я всегда помнила, что Бог с нами, и молитва во всем помогала. Вообще, Бог начал это дело. Что, отец Владимир сам что-то сумел бы сделать? Ту же плитку для пола из Китая привезти? Это только Божия помощь. Бог призывал, направлял людей, чтобы они помогали строить церковь. И таких случаев много…»
15 лет жизни Анастасии Ивановны Стукач были отданы храму Воскресения Христова. Ныне обязанности его настоятеля выполняет священник Евгений Свидерский, а отец Владимир — насельник Ляденского Свято-Благовещенского монастыря.
Анастасия Ивановна, сколько позволяли силы, почти до самой смерти посещала богослужения в родной Свято-Воскресенской церкви и благодарила Господа, что Он сподобил ее участвовать в строительстве дома Божия.
Ей очень хотелось, чтобы люди помнили, кто и как строил один из храмов белорусской столицы… Но время, как это ни прискорбно, порой стирает из памяти людской имена тех, кто возводил храмы и вложил в это святое дело немало сил.
Но можно посмотреть на это и с другой точки зрения: всякий храм Божий стоит на земле ради того, чтобы человек мог получить благодатную помощь свыше в созидании храма своей собственной души. А это великое и самое важное на земле дело поручено Богом каждому из нас.
Подготовила Елена Наследышева