Найти тему
Затоновости

Саровская узкоколейка

Исторический Саров

Первое документальное свидетельство о железнодорожной ветке Шатки – Саров датируется 10 февраля 1929 года, когда управляющий Саровской трудовой коммуной П. К. Бендруп провёл осмотр грузов, прибывших «со станции Арзамас». Богатые лесами территории, окружавшие Саров, привлекали к себе внимание таких крупных организаций, как «Москвотоп», «Окжелстрой» и позднее «Экспортлес», заинтересованных в действующей местной железнодорожной ветке. Предположительно, в строительстве железной дороги на заключительном этапе принимали участие воспитанники коммуны, а вот кинофильм «Путевка в жизнь» на самом деле снимался не в Сарове, а в Болшевской и Люберецких коммунах под Москвой. С организацией секретного объекта на территории саровского поселка увеличился объём грузовых перевозок.

Перевалочный пункт с широкой колеи на узкую в Шатках был завален стройматериалами, продовольствием и оборудованием, узкое полотно не обеспечивало полной безопасности при транспортировке спецгрузов. Приказом министра внутренних дел от 6 марта 1950 года на Стройуправление №585 возложили строительство новой ширококолейной железнодорожной ветки от станции Шатки до Тупиковой общей протяженностью 72,6 км. Насыпь прокладывали параллельно действующей узкоколейке, по которой шел непрерывный грузопоток.

Спустя год небольшое железнодорожное полотно было готово. На первый пробный проезд в Шатки прибыло все начальство во главе с начальником КБ-11 П. М. Зерновым. Паровоз украсили портретом Сталина, флагами и транспарантом «Сдаем дорогу!» Машинист паровоза Г. М. Романенко вспоминал: «Взяли с собой большой состав — 900 тонн. В середине разместилась теплушка с начальством. Доехали мы до 17-го километра и встали — паровоз буксует, не тянет. Состав несколько раз осаживали и разгоняли — ничего не получается. Отцепили половину состава, только после этого проскочили злополучное место». Не получилось в тот день красиво открыть движение по новой линии. Открыли железнодорожный путь без оркестра в 1952 году. 19 октября 1953 года начальник объекта подписал приказ № 304/П о списании «бездействующих путей узкой колеи» — в срок до 15 ноября надлежало разобрать рельсы, шпалы, стрелочные переводы и прочее оборудование. На этом история Саровской узкоколейной железной дороги закончилась.

Материал Музея ядерного оружия