Найти в Дзене
Картины рассказывают...

Леонор Фини. "Ее картины состоят из головокружения"

Слова, вынесенные в заголовок, принадлежат Максу Эрнсту, одному из ярких представителей авангарда XX века. И их он сказал об аргентинской художнице-сюрреалисте Леонор Фини.

Леонор Фини. Автопортрет, 1941
Леонор Фини. Автопортрет, 1941

Леонор часто сравнивали с Дали в женском обличии. Хотя известно, что сюрреалисты слишком критически относились к женщинам-художникам. Ведь сам Дали утверждал, что истинный художественный талант находится «в яичках». Но талант Леонор Фини признавал даже он.

"Маленький сфинкс", 1943-44
"Маленький сфинкс", 1943-44

Её называли богемной королевой парижского мира искусств. Но, к сожалению, сейчас её мало кому известно. Сегодня её называют одним из самых "недооцененных" художников 20 века.

"Игра в ноги", 1935
"Игра в ноги", 1935

Леонор Фини родилась в Буэнос-Айресе в 1907 году. Её отец, эмигрант из России, был семейным тираном, с крайними религиозными взглядами. Поэтому нет ничего удивительного, что его жена с маленькой Леонор сбежала от него и вернулась в Италию, откуда была родом.

"Любопытство", 1936
"Любопытство", 1936

Глазная болезнь в подростковом возрасте вынудила Леонор носить повязки на оба глаза, и после восстановления зрения она решила стать художницей.

У Фини не было формального художественного образования, но она была знакома с традиционными стилями Возрождения и маньеризма, с которыми она познакомилась в Италии.

"Из одного дня в другой", 1938
"Из одного дня в другой", 1938

В возрасте 25 лет она переехала в Париж, и моментально талантливая художница оказалась в кругу гениев. Де Кирико, Поль Элюар, Макс Эрнст, Пикассо и Сальвадором Дали... Леонор часто видели в их обществе.

"Антракт Апофеоза", 1935-36
"Антракт Апофеоза", 1935-36

Леонор Фини была красива. Её образ отличался изяществом, утонченностью и зловещей красотой. Американский арт-дилер Джулиан Леви говорил о ней: Её грация — ангельская, её взгляд — дьявольский".

"Автопортрет со скорпионом", 1938
"Автопортрет со скорпионом", 1938

Леонор Фини была необычной женщиной. Чего стоит тот факт, что у нее было 17 персидских котов, которым было разрешено спать с художницей в одной постели и кушать за одним столом.

"Идеальная жизнь (с котами)", 1950
"Идеальная жизнь (с котами)", 1950

Большую часть ее работ составляют портреты реальных и нереальных персонажей.

"Леди озера", 1953
"Леди озера", 1953

В основном, конечно, женщин. Но для Леонор Фини важно было не просто изобразить свою модель, но наделить её индивидуальностью. И это она делала с помощью сюрреализма, награждая своих героинь фантастическими дополнениями.

Вот, например, портрет принцессы Франчески Русполи, созданный в 1944 году.

"Портрет принцессы Франчески Русполи", 1944
"Портрет принцессы Франчески Русполи", 1944

Фини изобразила принцессу ведьмой или волшебницей, превращающуюся в феникса.

Но не обходила вниманием Фини и мужчин. Их она, определенно, любила. Ходят слухи, что даже уже в преклонном возрасте у неё было два (одновременно) молодых любовника.

"Человек-сова", 1951
"Человек-сова", 1951

Как сказал Макс Эрнст в своих воспоминаниях о художнице: "Ее картины состоят из головокружения, населенного самой удивительной коллекцией легендарных существ… Чудесная игра тьмы и света находит окончательное выражение в пульсирующих жемчужных цветах этой химерической плоти..."

"Сфинкс Филагрия", 1947
"Сфинкс Филагрия", 1947

Кроме живописи Элеонор Фини писала прозу, занималась дизайном и книжной иллюстрацией.

"Сцена бала Ромео и Джульетта)", 1979
"Сцена бала Ромео и Джульетта)", 1979

Но главным, конечно, была живопись.

"Источники", 1965
"Источники", 1965

Леонор Фини прожила яркую Насыщенную жизнь, оставив после себя большое творческое наследие. Умерла она в преклонном возрасте в 1996 году. Ей было 87 лет.

Ее некролог в Independent начинался словами: "В 17 веке Леонор Фини сожгли бы как ведьму».

"Хранительница черного яйца", 1955
"Хранительница черного яйца", 1955

О ее творчестве так отозвалась журналист Катерина Стил МакЛеод: "Ее искусство является трещиной в зеркале, краем уравнения, мечтой, которая растворяется с приходом дневного света".

"Автопротрет", 1968
"Автопротрет", 1968