Финляндия за время 2-й мировой войны дважды конфликтовала с Советским Союзом, что вылилось в боевые столкновения зимой 1939-1940 гг. (так называемая «Зимняя война») и с лета 1941 до осени 1944 (так называемая «Продолжительная война»). В течение этих боевых действий с 30.11.1939 до 4.09.1944 финские истребители заявили об уничтожении 1.779 советских самолетов (еще 30 побед заявили стрелки финских бомбардировщиков). Из этих заявленных побед 313,5 приходится на первую пятерку лучших финских асов, что составило 17,5% от общего числа побед.
В финской авиации существовала следующая система учета побед: пилоту, сбившему самолет (независимо от того, одномоторный или многомоторный) засчитывалась одна победа. Если самолет был сбит двумя пилотами, то победа делилась между ними пополам, и в дальнейшем эти половинки могли складываться, образуя целое число. В случае же, когда победу одерживали более чем два пилота, ее, как правило, относили на общий счет эскадрильи.
JUUTILAINEN Eino Ilmari (94 победы)
Lentomestari (главный старшина) Эйно Илмари Юуутилайнен (1914-1999) считается самым результативным летчиком-истребителем ВВС Финляндии. Он служил в авиации с 1935 г., сначала - в разведывательной эскадрилье. А летчиком-истребителем стал после переучивания, в марте 1939. В составе 3/LLV-24 Юуутилайнен участвовал в Зимней войне; 19.12.1939 он на Фоккере D.XXI сбил (в группе) бомбардировщик СБ, а 31.12.1939 – истребитель И-16. Всего за время Зимней войны Юуутилайнен совершил 115 боевых вылетов.
В «Продолжительную войну» Юуутилайнен вступил в составе той же эскадрильи 3/LLv-24; но теперь он летал на истребителе Брюстер-239. После первого же боя 9.07.1941 он заявил об уничтожении двух советских «Чаек» И-153, а 12.08.1941 о победе в одном боевом вылете над тремя И-153. За 20 побед 26.04.1942 Юуутилайнен был награжден крестом Маннергейма – высшей боевой наградой Финляндии. В феврале 1943 г. аса, на счету которого числилось уже 36 побед, перевели в оснащенную Мессершмиттами эскадрилью 1/LLv-34. Летая на Bf.109G-2, Юуутилайнен с лета 1943 неизменно возглавлял рейтинг асов Финляндии, и в июне 1944 Эйно Илмари Юуутилайнен за 75 побед был второй раз награжден крестом Маннергейма. Наивысшего успеха Юуутилайнен добился 30.06.1944: заявил об уничтожении за один вылет шести советских самолетов (2 Як-9, 2 «Аэрокобры», 1 Ил-2 и 1 Ла-5). Последнюю победу (транспортный Ли-2) Юуутилайнен одержал 3 сентября, за сутки до вступления в силу соглашения о прекращении огня. Всего за войну Эйно Илмари Юуутилайнен совершил 437 боевых вылета, заявив об уничтожении 94 самолетов. Из них на Fokker D.XXI – 2, на Brewster-239 - 34, и на Bf.109G – 58.
WIND Hans Henrik (75 побед)
Ханс Хенрик Винд (1919-1995) в 1939 поступил в школу воздушного боя; затем – в кадетский корпус. Офицерское звание получил буквально накануне войны - в июне 1941 г. Асом стал весной 1942, одержав 29.03.1942 пятую воздушную победу. В августе того же года Винд стал заместителем командира эскадрильи 1/LLv-24; а уже в ноябре возглавил эту эскадрилью, приняв от пошедшего на повышение капитана Луукканена вместе с эскадрильей и его персональный истребитель Брюстер-239 с бортовым кодом «BW-393». В должности командира 1/LeLv-24 Винд оставался до середины января 1943 г., когда его сменил капитан Йорма Сарванто; Винд же принял командование над 3/LeLv-24.
В июле 1943 за 34 победы Винд был награжден крестом Маннергейма; в октябре ему присвоили звание капитана. В апреле 1944 HleLv-24 перевооружили с Брюстер-239 на Мессершмитты Bf.109G-2. Эти более скоростные самолеты давали летчикам больше шансов на победу, и после вылета 13.06.1944 Винд заявил о том, что в одном бою сбил четыре бомбардировщика Пе-2. Всего на «Густаве-2» ас сбил 11 самолетов, прежде чем в июне 1944 сменил его на более мощно вооруженный Bf.109G-6. За последующие десять дней Винд на новом «Густаве-6» сбил 25 самолетов. но в бою 28.06.1944 его самолет получил прямое попадание 20-мм снаряда в кабину; тяжело раненый Винд тем не менее смог вернуться на базу и посадить поврежденный истребитель. Летчик попал в госпиталь, и конец войны он встретил на больничной койке, где и узнал о томи, что вторично награжден крестом Маннергейма. Всего Ханс Хенрик Винд выполнил 302 боевых вылета и сбил 75 самолетов противника (39 - на Brewster-239, и 36 - на Bf-109G).
LUUKKANEN Eino Antero (56 побед)
Эйно Антеро Луукканен (1909-1964) поступил в военное авиационное училище в 1929-м, а через год – в кадетский корпус; закончил его в 1933. В «Зимнюю войну» командир 3/LLv-24 лейтенант Луукканен летал на истребителе Фоккер D.XXI; уже на второй день войны он сбил бомбардировщик СБ; в последующих боях летчик одержал еще 1,5 победы.
«Продолжительную войну» капитан Луукканен встретил в должности командира эскадрильи 1/LLv-24 на истребителе Брюстер-239 с бортовым кодом «BW-393». К ноябрю личный счет Луукканена вырос до 17 побед, и он после получения звания майора возглавил авиаполк LeLv-30. Эта авиачасть, вооруженная устаревшими самолетами Фоккер D.XXI и трофейными истребители И-153 использовалось для ведения морской разведки. А в апреле 1943 майор Луукканен стал командиром LeLv-34 — первого полка ВВС Финляндии, получившего немецкие истребители Bf.109G-2. С Мессершмиттом личный победный счет Луукканена стал стремительно расти, тем бюолее, что в апреле 1944 его полк пересел на более мощно вооруженные Bf.109G-6.
18.06.1944 Луукканен был удостоен креста Маннергейма, а на следующий день он был сбит огнем советской зенитной артиллерии сразу после того, как уничтожил корректировочный аэростат. Финский летчик сумел выполнить вынужденную посадку и спастись, но самолет пошел на списание. Вместо него Луукканен получил Bf.109G-6 «MT-415»; на этой машине Луукканен сбил более десяти самолетов. Последнюю победу майор одержал 5.08.1944 - сбил истребитель Як-9.
Всего за свою карьеру Луукканен совершил 441 боевой вылет — больше, чем любой другой летчик-истребитель Финляндии; в воздушных боях он одержал 56 побед (в т.ч. на Fokker D.XXI – 2,5, на «Brewster-239» - 14,5, и на Bf-109G – 39 побед).
LEHTOVAARA Urho Sakari (44,5 победы)
Урхо Сакари Лехтоваара (1917-1949) был призван на службу в авиацию в 1939 г.; в звании капрала в составе 2/LLv-28 он принял участие в «Зимней войне». Летая на истребителе MS.406, успел одержать 1 победу. В той же эскадрилье на том же самолете сержант Лехтоваара встретил и начало «Продолжительной войны». Первую победу в новой войне одержал 3.07.1941 (сбил бомбардировщик ДБ-3). Через шесть дней Лехтоваара в одном бою сбил два бомбардировщика СБ и один истребитель МиГ-3, после чего сослуживцы за маленький рост, но высокую боевую результативность прозвали летчика «Пикку-Ятти» — «Маленький гигант».
Затем подразделение Лехтоваара перебросили в Карелию, где летчик продолжил наращивать свой боевой счет. 5.03.1943 г. он сбил два самолета — это были последние из его 15 побед, одержанных на Моране. В начале 1944 Лехтоваара перевели в 3/LeLv-34, летавшую на Мессершмиттах. Первую победу на немецком самолете ас одержал 19 апреля, и достиг пика своей военной карьеры: ему присвоили звание lentomestari (главного старшины) – высшего звания, которого мог достичь военнослужащий срочной службы, не обучавшийся в офицерском училище. За две недели боев в июне 1944 Лехтоваара сбил 9 самолетов, и в начале июля был удостоен высшей награды - креста Маннергейма. Последней жертвой Лехтоваара стал сбитый 25.07.1944 пикирующий бомбардировщик Пе-2. Всего в более чем 400 боевых вылетах ас одержал 44,5 победы; в т.ч. на MS.406 – 15 (стал самым результативным асом «Морана»), и на Bf-109G – 29,5.
TUOMINEN Oiva Emil Кalervo (44 победы)
Ойва Эмиль Калерво Туоминен (1908-1976) поступил добровольцем в ВВС в 1926 г. Служил механиком, в 1933 получил направление в авиационное училище. После окончания училища сержант Туоминен служил в разведывательной эскадрилье Las-5, затем – в истребительной LLv-26. Перед самым началом «Зимней войны» Туоминена перевели в 1/LLv-24, оснащенную Фоккерами D.XXI. В составе этой эскадрильи летчик одержал 1,5 победы, но 30.01.1940 его вернули в 2/LLv-26, летавшую на истребителях-бипланах Глостер «Гладиатор». На «Гладиаторе» Ойва одержал еще 6,5 побед. Особо он отличился 13.02.1940: пара Ойва Туоминен – Лаури Лаутамаки сбила в одном бою сразу пять бомбардировщиков СБ (при этом Туоминену засчитали 3,5 победы). А во втором за тот же день вылете летчик сбил еще и самолет Р-5. Всего за «Зимнюю войну» Туоминен одержал боях 8 побед, став в финских ВВС вторым по результативности летчиком-истребителем.
Когда началась «Продолжительная война» Туоминен служил в эскадрилье 1/LeLv-26, вооруженной Фиатами G.50. Уже 4.07.1941 ас сбил в одном боевом вылете четыре бомбардировщика СБ, а 17.08.1941 Туоминен стал первым летчиком-истребителем, награжденным крестом Маннергейма (к этому времени на его счету было 20 воздушных побед). В феврале 1943 Туоминена перевели в полк LLv-34, входивший в систему противовоздушной обороны столицы Финляндии, и вооруженный истребителями Bf.109G-2. Последнюю свою победу Lentomestari (главный старшина) Ойва Туминен одержал 18.07.1944 г. Всего же за две войны он выполнил более 400 боевых вылетов и имел 44 подтвержденные победы (в т.ч. на Fokker D.XXI – 1,5, на «Gladiator» - 6,5, на Fiat G.50 – 23, и на Bf-109G– 13).
2 МВ. Асы ударной и разведывательной авиации Финляндии
Списки других статей о воздушных асах Второй мировой войны находятся ЗДЕСЬ
Если вас заинтересовала эта статья, поставьте «палец вверх», чтобы я знал, что не зря работал. И подписывайтесь на мой канал, чтобы не пропустить новую информацию по разным темам военной истории.