Найти тему
ПОД СТУК

Импортозамещение работает! В Первомайске начали серийное производство дисковых тормозов для поездов «Восток», «Ласточка», «Иволга» и ЭП20.

Приветствую вас, уважаемые подписчики и гости моего канала! На днях я побывал на заводе «Транспневматика», который находится в городе Первомайск Нижегородской области. На этом заводе начали серийно выпускать системы дискового тормоза для железнодорожного подвижного состава.

Поскольку ранее, ко всем российским электропоездам, вагонам и локомотивам, развивающим скорость более 140 километров, были причастны зарубежные компании, то есть либо у них покупались полностью готовые изделия (как с «Сапсаном» и «Ласточкой», или вагоны габарита RIC, например), либо подвижной состав производился на мощностях российских заводов, но с импортными комплектующими (как это было с ЭП20 и «Иволгой»).

Автор: Monstera
Автор: Monstera

В том числе и дисковое тормозное оборудование изготавливала немецкая компания «Knorr Bremse». Помимо неё, в мире в принципе существует ещё только две компании, выпускающие дисковые тормоза для железнодорожного подвижного состава: одна в Европе и одна в Китае.

Теперь к ним присоединился и завод «Транспневматика» в Первомайске. Компания планирует ежегодно выпускать 1800 комплектов систем дискового тормоза для уже эксплуатируемых «Ласточек», а также нового российского поезда с рабочим названием «Восток» (также известного как «импортозамещенная Ласточка» или ЭС104). Таким образом, этого объёма достаточно для оснащения до 180 вагонов таких типов в год.

Тормозной блок в сборе
Тормозной блок в сборе

Также планируется выпускать 2100 комплектов для поезда «Иволга 3.0», который в скором времени выйдет на линии МЦД-3 и МЦД-4 в Москве. А ещё на заводе производятся комплекты дискового тормоза для скоростного двухсистемного электровоза ЭП20.

Общие инвестиции в проект, в том числе на закупку оборудования для производства, составили 572 миллиона рублей, 199 из которых, в виде льготного займа, выделил федеральный «Фонд Развития Промышленности» (ФРП), а ещё 30 миллионов - региональный Фонд развития промышленности и венчурных инвестиций.

Генеральный директор завода - Батенков Владимир Александрович
Генеральный директор завода - Батенков Владимир Александрович

По словам генерального директора завода - Батенкова Владимира Александровича, завод начал испытывать трудности в 2022 году, когда существенно сократился выпуск грузовых вагонов. От компании отвернулись даже банки, мол «убыточные вы». Помощь в финансировании оказал только ФРП.

-5

«Транспневматика» - это крупное предприятие, которому в этом году исполнилось 170 лет, выпускающее тормозное оборудование: компрессоры, воздухораспределители, тормозные цилиндры, авторежимы грузовых вагонов, регуляторы тормозной-рычажной передачи и многое другое. Ну а теперь ещё здесь производят тормозные диски: осевые и колесные. Осевые диски устанавливаются на оси колесных пар немоторной тележки, а колесные диски - устанавливаются на колесные центры колесных пар моторных тележек.

Осевые тормозные диски
Осевые тормозные диски
Колёсные тормозные диски
Колёсные тормозные диски

Идея наладить производство дисковых тормозов пришла ещё в 2006 году. И здесь нужно отдать должное дальновидности генерального директора - Владимира Александровича, который тогда уже понимал, что вагоностроение (речь о грузовых вагонах) может рухнуть, поэтому необходимо диверсифицировать производство. Тогда даже об импортозамещении речи не шло - слова такого, банально, не знали.

Были разработаны технологии, привлечены конструктора. Кстати, привлечь конструкторов в небольшой городок Первомайск было не так просто, но на завод их привлекали хорошими условиями труда (в том числе и высокой зарплатой), а также хорошим отношением.

-8

На данный момент, дисковые тормоза «Транспневматики» - это не просто переделка того же «Knorr Bremse», а полноценный, собственный продукт, сделанный по своим технологиям. Имеется 7 собственных запантетованных технических решений, а 80% всех комплектующих производится прямо на заводе в Первомайске. Оставшиеся же 20% - на других российских заводах.

Тормозные диски на оси колёсной пары «Сапсана» производства «Knorr Bremse».. Пока что :)
Тормозные диски на оси колёсной пары «Сапсана» производства «Knorr Bremse».. Пока что :)

На комплектующих для «Ласточки» и «Иволги» компания останавливаться не планирует и с новым займом от ФРП в 218,2 миллиона рублей, будут созданы системы дискового тормоза для пассажирских вагонов локомотивной тяги, в том числе и двухэтажных. Ну а я, в следующих статьях, расскажу вам больше про дисковые тормоза, а также покажу, как их производят на «Транспневматике». Не пропустите!

Дорогие читатели, проект нуждается в вашей поддержке! Поставьте лайк этой статье и подпишитесь на канал, чтобы не пропустить свежие материалы!
-10