21 августа 2017 г.
Мне очень хотелось посетить эту церковь ещё в прошлый мой приезд в Лондон, потому что это единственная сохранившаяся норманнская церковь в Лондоне. Считают даже, что первый Вестминстерский собор Св.Петра (то, что мы обычно называем Вестминстерским аббатством) выглядел так же.
У церкви интересная история. Шут короля Вильгельма Рыжего (имя его пишут по-разному, Rahere, Raher или Raherius, а Википедия нынче советует поизносить его как Раэри) в царствование Генриха I постригся в монахи. Совершая паломничество в Рим, он заболел малярией. Во время болезни ему явился Св.Варфоломей, и Раэри дал обет: если поправится и вернётся домой невредимым, то построит в Лондоне монастырь и больницу для бедных. Так в Лондоне в 1123 г. появился приход Смитфилд и первая в Англии больница. Монастырь тоже был, и две церкви – Св.Варфоломея Великая и Малая – это его остатки.
У церкви, как и у других, есть сайт в интернете, на котором я узнала, что в будни она открыта с 8.30, вход платный (для взрослых 5 ф.), за фотографирование взимается дополнительно плата 1.50 ф.
Приехала я рано, поэтому осмотрела окрестности. От автобусной остановки, двигаясь по правой стороне круглой площади, я двигалась к улице Cloth Fair.
Сразу нашлась мемориальная доска в память об Уильяме Уолласе – шотландском национальном герое, казнённом здесь 23 августа 1305 г. (сейчас обнаружила, что посетила это место за два дня до годовщины трагического события).
А вот вход на территорию храма.
Но сначала я прошла мимо и, завернув за угол, полюбовалась церковью во всей красе. И это большое здание – только половина первоначального сооружения ХII века! (В середине XVI века центральный неф снесли из-за политики Генриха VIII по закрытию монастырей; тогда же был ликвидирован и расположенный рядом монастырь Святого Варфоломея).
Затем вернулась, прошла в арку и оглянулась...
За синим металлическим забором грохотала какая-то стройка.
Ещё одна доска в память об Уоллесе, установленная в 2015 г. Здесь он вылитый Мэл Гибсон из фильма "Храброе сердце"...
Отсюда храм кажется совсем небольшим.
Некоторые даже думают, что эта кирпичная башенка и есть церковь Святого Варфоломея.
Статуя святого над входом.
Во дворе несколько могил. Имена на плитах совершенно стёрты...
Я думала, что кто-то нарочно нарисовал на этой плите двух кошечек. Но нет – это следствие естественного загрязнения. Угольный смог XIX века, выхлопные газы двадцатого...
Шатаясь во дворе в ожидании открытия церкви, я прочитала объявления, обращённые, как я понимаю, к бездомным: о том, в какие дни и в какое время проводятся бесплатные чаепития (вход со спиртным строго запрещён), и о том, что для их проведения нужны волонтёры («Нет помощников – нет еды!» – гласила надпись). В маленьком садике валялись банки из-под пива и прочий мусор.
Приветливый служащий спросил, откуда я, но особо не удивился – русские в Лондоне не редкость. Он взял с меня только плату за вход, а за фотографирование – не стал. (Я потом вместо этого положила 2 ф. в ящик для пожертвований). Думаю, что плату за фото он брать не стал не из-за какого-то особого отношения ко мне, а просто порядочность не позволила: в церкви темно, и фотографировать сложно.
В алтаре висит картина какого-то современного художника – фотография у меня не получилась, но, по-моему, ничего шедеврального. Истинная красота и великолепие – эти стены и своды.
Старинная статуя Святого Варфоломея и современный подсвечник.
А это уже творение современного художника.
Святого Варфоломея изображают с ножницами в руках – орудием собственного мученичества. Ибо с него сняли кожу. Да, кожу собственную он при этом иногда тоже держит. Молиться ему положено об избавлении от болезней, в первую очередь – кожных. Такая вот печальная ирония...
Ну, не будем о грустном. Посмотрите, какая прекрасная молитвенная скамеечка!
Надпись Benedicite omnia opera ( "Благословите все деяния")– это (видоизменённый почему-то) отрывок из Псалма 102: Benedicite Domino universa opera eius in omnibus locis potestatis eius benedic anima mea Domino "Благословите Господа, все дела Его, во всех местах владычества Его. Благослови душе моя Господа".
Орган над входом и картины (или фрески – не помню), изображающие различные эпизоды жизни Св.Варфоломея и Раэри. Не знаю, какой они эпохи, но что-то есть в них бесхитростное, светлое, как в итальянских фресках и мозаиках. На одной из них Святой Варфоломей держит перед коленопреклонённым Раэри макет монастыря.
На выходе служитель и какие-то две женщины, с которыми он беседовал, очень любезно со мной попрощались.
Мне почему-то показалось, что этот храм, как и другие церкви в Англии, переживает не лучшие времена. Но судя по сайту жизнь в церкви кипит. Здесь проводятся не только богослужения, но и концерты. При церкви ещё и работает Cloister Cafe, расположенное тоже в средневековом интерьере. Но я туда не пошла.
А находящийся рядом Госпиталь Св.Варфоломея – не только огромная больница, но и культовое место для фанатов сериала «Шерлок» (тогда ещё нового и свежего). Ведь именно с его крыши Бенедикт Кэмбербетч сиганул, имитируя самоубийство. И вот что пишут фанаты на стене госпиталя (я и не знала об этом, случайно наткнулась).
"Шерлок жив!" (прямо как Цой и Элвис), "Я шерлокнутый", "Мои мальчики с Бейкер-стрит" и почему-то "Catlock" – в смысле: Кэмбербетч такой котик?
А затем я поспешила в Темпл – Храм. Вот так, с большой буквы. В церковь тамплиеров.
Но сперва завернула во двор дома Сэмюэля Джонсона, выдающегося английского писателя, критика и лексикографа 18 века, составителя толкового словаря английского языка (над ним он работал 9 лет). Конечно, он заслуживает всяческого уважения, но я пришла не ради Джонсона. Я хотела своими глазами увидеть памятник его коту.
Вот дом, где жил доктор Джонсон. (Gogh Squere)
Вот вход в музей.
А вот чудесный дворик с берёзками, скамейками и памятником.
Ходж сидит на знаменитом Толковом словаре, а перед ним лежат открытые раковины устриц, которыми его потчевал любящий хозяин.
Надпись на постаменте гласит: «Ходж, прекрасный кот, принадлежавший Самюэлю Джонсону».Также приведены знаменитые высказывания писателя: «Если человек устал от Лондона, значит, он устал от жизни, потому что в Лондоне есть всё, что может предложить жизнь» и «Главная слава любого народа порождается его писателями».
Памятник установлен в 1997 г.
Переулок, ведущий к Флит стрит.
Просто окно. Ну, или не просто. По-моему, это окно какого-то паба.
Проход с Флит стрит к храму Темпл.
В прошлую мою поездку, в 2013 г., я не нашла этот вход. В напрасных поисках я бродила по закоулкам Темпла. Было воскресенье, улочки были безлюдны, по бокам – запертые калитки со строгими предупреждениями: закрытая территория, только для резидентов…
В этот раз, к счастью, всё было иначе.
Прохожу в ворота и оказываюсь в Темпле. Нет, ещё не в самом Храме, а в районе с таким же названием.
Подхожу... Вот она, оригинальная круглая церковь Темпла, освященная 10 февраля 1185 года (ух ты, в том же году, когда происходит действие "Слова о полку Игореве"!)
Другой ракурс. Эта часть, именуемая "неф" (корабль) была достроена к 1240 году.
Время, когда храм открыт для посещения, нужно уточнять на его сайте. Обычно – с 10 утра до 15-16 часов, но могут быть изменения. Вход платный, на тот момент был 5 фунтов.
Площадь перед храмом.
Колонна украшена скульптурным гербом ордена тамплиеров. Орден был основан в 1118 году для защиты паломников в Святой Земле (и, подозреваю, «освобождения» Гроба Господня). Рыцари-монахи принимали обет целомудрия, повиновения и бедности. И действительно поначалу орден был так беден, что на всех братьев, отправившихся отвоёвывать Гроб Господень, не хватало лошадей. Вот изображение двух всадников на одной лошади и появилось на печати ордена.
Зато потом орден необыкновенно разбогател, что его и погубило. В 1307 году, под давлением Филипа IV, короля Франции, Орден был распущен Папой Римским. Пять лет спустя тамплиеры были обвинены в ереси, богохульстве и гомосексуализме (может, изображение двух прижавшихся друг к другу мужчин стало одним из «доказательств»?). Папскому декрету повиновались и в Англии. Члены ордена были брошены в Лондонский Тауэр, часть из них казнена, их богатства перешли короне, король Эдуард II завладел лондонским монастырем.
А я удачно попала! С завтрашнего дня в церкви будут идти спектакли, и вход для посетителей закроют. (Цена билетов, кстати, 25-30 фунтов.)
Вот она, удивительная круглая церковь, в которой находятся статуи девяти лежащих рыцарей. И одна плита без статуи.
Это не надгробия. Я так думаю, что здесь поместили фигуры тех, кто хотел бы быть захороненным в Темпле, но по каким-то причинам не мог.
Круглые церкви в средневековье – не просто какая-то архитектурная причуда. Они должны были воссоздавать храм Гроба Господня в Иерусалиме. Каждая такая церковь (в лице своих основателей, служителей и прихожан) лелеяла тайную мечту, что в неё может быть перенесён гроб Христа. С учётом того, что «гроб» Иисуса – это вырубленная в скале комнатка, не очень понятно, на что они рассчитывали… Но тем не менее, быть похороненным в таком месте или хотя бы имитировать захоронение было большой честью и удачей.
Все скульптуры разные. Ногами они нередко попирают львов – я так думаю, символизирующих гордыню и власть.
А Гильберт Маршал, граф Пембрук, придавил целого грифона или даже небольшого дракончика, который из последних сил лижет ему пятку.
Когда я узнала о Темпле, мне стал более понятен «Код да Винчи» Дэна Брауна. Книга-то ведь далеко не шедевр. Но, видимо, автор был поражён этим и другими архитектурными памятниками – вот и захотел их описать, присочинив ещё какие-то фантастических объяснения этих каменных загадок (напомню, что в «Коде да Винчи» также фигурирует Лувр с его стеклянной пирамидой, Вестминстерское аббатство с помпезным памятником Ньютону и часовня Рослин в Шотландии). Так вот, эти надгробные памятники, под которыми нет могил, этот круглый храм, подготовленный для приёма Гроба Господня – всё это действительно волнует и будит фантазию.
Вот, например, очередной Индиана Джонс или Роберт Лэнгдон ищет разгадку какой-то тайны...
А вот это уже «неместные». В связи с предстоящим спектаклем в церкви поставлено (положено) множество надгробных изображений английских королей. Это копии памятников, расположенных в других местах. Эх, надо было их получше изучить, ведь в Вестминстерском аббатстве ничего увидеть не удалось!
Ещё раз: вот настоящие средневековые тамплиеры…
А вот Генрих III, который хотел быть здесь похоронен, а потом передумал:
Церковь была местом важных переговоров между королём Иоанном и баронами, приведших к подписанию Великой хартии вольностей в 1215 году. В честь этого теперь здесь находится экспозиция, посвящённая Великой хартии: фотокопии самого этого выдающегося документа, а также Конституции США и Всеобщей декларации Прав Человека ООН, предшественницей которых Магна Карта условно может считаться.
Интерьер нефа.
Алтарь, изготовленный по эскизу великого архитектора Кристофера Рэна.
Изображений нет, так как англиканская церковь – разновидность протестантской. Только тексты молитвы «Отче наш», Символа веры и Десяти заповедей.
Зато над алтарём – прекрасные виражи. Потому что кое-что из красоты католической церкви англиканская всё же сохранила. Старинные витражи были уничтожены во время Второй мировой войны, когда в храм попала немецкая бомба. Сегодня мы видим их воссозданными.
В храме чтут память своих прихожан, погибших в войнах. Им также была посвящена выставка, которая заодно знакомила с историей Первой мировой войны – она называлась «Зима мира». Там даже были фотографии революционной России 1917 г.
Приготовления к спектаклю.
В общем, храм тамплиеров, давший название интересному району, продолжает служить людям.
А вокруг храма тоже много интересного. За одним двориком открывается другой – и каждый по-своему хорош.
Я бы не поверила, что это свёкла. Но рядом ещё и помидоры с базиликом! Кто-то из местных любит борщ...
Памятник одному из жильцов (кроме шуток).
А вот другой дворик. Не такой ухоженный, зато украшен оригинальной скульптурой.
Прохожу в следующий... Он называется "Elm Court", то есть Вязовый двор. Листайте!
И розы! Слегка растрёпанные и побитые дождём, но какие же красивые!
Этот двор называется "Фонтанным". Хотя я назвала бы его Платановым – в честь этого величественного дерева.
Кто же живёт в этих красивых домах и гуляет в чудесных двориках? Не простые люди! Темпл с давних пор (после разгрома тамплиеров) – место судебных Иннов. Инн – это одновременно и сообщество адвокатов, и общественные здания, колледжи для будущих законников, и отели, в которых они жили. В средние века Инны были столь богаты, что, по преданию, когда в одном из них случился пожар, то его тушили пивом и вином из собственных подвалов. И потушили!
И эта традиция жить, учиться и работать в одном месте, освящённая временем, продолжает существовать. Выделяют стипендии студентам, предоставляют субсидии на оплату жилья. Молодые адвокаты заводят полезные знакомства с более опытными. Вот только подозреваю, что это довольно замкнутая система. Не для всех.
А про третью церковь, которую я посетила в тот день, расскажу в следующий раз.
Понравилось? Ставьте лайки, пишите комментарии! Вам не трудно, а мне приятно!