Это произошло 11 марта 2011 года. Дом и сад бонсай семьи Омати были снесены цунами, образованным в результате землетрясения.
Исао Омати (Isao Oomachi) – художник по бонсай во втором поколении. Несмотря на свою молодость, он получил несколько наград за свои работы по бонсай, включая премию премьер-министра Японии. Его отец также был очень талантлив, деревья в семейном саду были очень высокого качества.
Семья жила в городе Сенай, очень близко от эпицентра случившейся катастрофы и всем удалось спастись. Но как всегда в такие моменты жизнь навсегда разделилась на «до» и «после».
В этот день буквально исчезла с лица земли коллекция бонсай мастера Исао Омати (Isao Oomachi). Это был семейный питомник. Отец Исао не был известным мастером бонсай, но в его распоряжении были четыре редких можжевельника, которые, как считала семья, являются «пенсионными накоплениями» старшего Омати.
Вместе с семейной коллекцией пропал уникальный японский болиголов (Tsuga diversifolia). Дерево было куплено у Исао Омати Дугом Полом - первым американцем, который участвовал в выставке Kokufu. В 2010 году это дерево было в десятке лучших деревьев выставки. И в 2011 проходило карантин в питомнике Омати, чтобы позже переехать в Кеннет (Пенсильвания, США) и стать частью коллекции Кеннета – частного сада бонсай.
Представители интернет-сообществ бонсай начали проводить опросы. Все японские мастера в зоне катастрофы остались живы, были незначительные потери деревьев, но уничтоженным оказался только питомник Омати.
Вот еще одно дерево Омати, фото которого было опубликовано в 2010 году.
А вот результат одной из демонстраций Омати 2010 года.
Марко Инверницци (Marco Invernizzi, Италия) учредил Благотворительный фонд Omachi для оказания помощи семье Омати. Уильям Валаванис (William N. Valavanis, США) написал и разместил в своем блоге обращение. Многие деятели бонсай, например, Вальтер Пол (Walter Pall, Германия) перепостили обращение и тысячи людей откликнулись на беду.
19 ноября 2012 года Марко Инверницци и Уильям Валаванис вручили Исао Омати несколько чеков на сумму 55 000,00 долларов США, полученных от пожертвований по всему миру.
Представить себе потерю, которую пережила семья, очень трудно. Но поддержка всего мира бонсай, профессионализм и вера в себя помогли Исао вернуться в профессию и занять позицию, не меньшую, чем до катастрофы.
Не имея деревьев для участия в выставках, он принимал участие в демонстрациях, работал на аукционах бонсай, участвовал в акциях «Черных ножниц», начал создавать свою коллекцию заново.
Планка его мастерства со временем не снизилась, о чем свидетельствуют деревья, созданные рукой художника.
Одно из деревьев, японский тис (Taxus cuspidata), над которым некоторое время работал Исао, принадлежит сегодня Тихоокеанскому музею бонсай. Символично, но описывая трехсотлетний возраст этого дерева, один из авторов пишет:
«Примерно в то же время, когда должно было появиться это дерево, геологи говорят, что на тихоокеанском северо-западном побережье США произошло мощное землетрясение, настолько сильное, что оно вызвало цунами вплоть до Японии»
И еще несколько деревьев художника:
Спасибо, что дочитали статью. Комментируйте и ставьте лайки.