Возможно, вы никогда не слышали об олдскульной рэп группе Boogie Down Productions, но её основателя – KRS-One обязан знать каждый человек, причисляющий себя к хип-хопу! Независимо от того, нравится ли вам он или нет, KRS-One – это и есть хип-хоп, как он однажды о себе не очень скромно заметил. Скажите, кто ещё из рэпперов-миллионеров до сих пор занимается граффити, рисует комиксы и отказывается от лишней возможности хорошо заработать, выпустив пару-тройку коммерческих записей?
Им движут благородные идеи просвещения, и поэтому этого профессора хип-хоп культуры уже давно называют "Учитель" (The Teacher). В жизни он такой же, как и в своих песнях, однако почему-то многие представляют его проповедником, который просто продвигает свои идеи через чёрную музыку. Но это далеко не так!
Крис Лоуренс Паркер (Kris Laurence Parker) родился 20 августа 1965 года в нью-йоркском квартале Парк Слоуп (Park Slope), расположенном в южной части Бруклина, и с детства был бунтарем. В 14 лет он покинул отчий дом. Ему приходилось жить в подземке, ночевать на холодных скамейках центрального парка и жить в приюте для бездомных в Южном Бронксе. Всё своё образование он получал в общественных библиотеках. В ранней юности Паркер стал вегетарианцем и много общался с кришнаитами. В связи с этим его прозвали Кришной (Krishna). Парень был не по годам смышлёным, хотя воровал и хулиганил не реже остальных. Когда он наконец-то получил комнату в пансионе, жить стало гораздо веселее, и появились настоящие друзья и коллеги из мира хип-хопа.
В 1984 году, в Бронксе, Лоренс встретил райтера по имени Zore. Zore научил Лоренса основным принципам искусства граффити. После этого Лоренс меняет своё имя на KRS (сокращенно от KRISHNA). Вместе они разрисовывали поезда в подземке, где Лоренс отмечал свои работы тегом KRS1. Позднее Паркер придумал бэкронимы «Knowledge Reigns Supreme Over Nearly Everyone» или «Knowledge Reigns Supreme Over Nearly Everybody» (Знание безраздельно властвует почти во всём).
Boogie Down Productions
Примерно в 1982 году, когда KRS-One жил на 166 улице в приюте под названием «Boston Road» в Бронксе, он встретил молодого парня по имени Scott Sterling (DJ Scott La Rock), который увлеченно подрабатывал ди-джеем в свободное время в клубе «Broadway International». Именно Scott La Rock вывел KRS на клубную сцену Нью-Йорка, и вместе они решили создать группу под названием Boogie Down Crew. До этого KRS-One уже пробовал читать рэп в группе 12:41, так что небольшой опыт у него был.
Дуэт начал писать музыку, но был отвергнут радио-диджеями Mr. Magic и Марли Марлом, что побудило KRS-One написать на них дисс, привёдший к началу так называемых «мостовых войн», в которых велись споры о родине хип-хопа. В добавок к этому, KRS нашёл оскорбительной песню «The Bridge», написанную протеже Марли Марла, MC Shan. По мнению KRS-One песня содержала утверждение о том, что родиной хип-хопа был район Квинсбридж, однако MC Shan решительно отверг такую интерпретацию. Несмотря на это, KRS записал «South Bronx» - дисс на MC Shan. В свою очередь, Shan выпустил композицию «Kill That Noise», на которую Boogie Down Crew ответили песней «The Bridge Is Over». Затем KRS-One под псевдонимом «The Blastmaster» дал концерт, нанёсший сокрушительный удар по MC Shan, после которого многие признали его поражение. По мнению многих, этот концерт был первой битвой между MC, в которой рэпперы атаковали друг друга, вместо того, чтобы состязаться в том, кто больше заведёт толпу.
После этого летом 1984-го Паркер и Скот Ла Рок создали рэп-группу Scott La Rock and the Celebrity Three, которая вскоре прекратила своё существование по причине того, что двое других её участников – Levi167 и MC Quality покинули её ряды. После этого, Паркер и Ла Рок снова начали выступать под именем Boogie Down Crew.
В 1985 группе был предложен контракт с лейблом "Sleeping Bag Records", но загвоздка заключалась в том, что ни Крис, ни Скотт не должны были писать музыку и тексты - их заставляли исполнять чужие вещи. Естественно чувакам это не понравилось, но другого варианта у них не было. Этот контракт не принёс много денег и популярности, но парни получили хороший урок, осознав как важно самим воплощать свои творческие проекты.
Группа решила начать новую жизнь. Как символ разрыва с прошлым, рэп группу переименовали в Boogie Down Production. С этого момента и начинается серьёзная деятельность KRS-One, которая и принесла ему известность и уважение в хип-хоп среде.
Первые синглы Boogie Down Productions "South Bronx" и "Crack Attack" сразу же получили постоянную прописку в знаменитом радио-шоу DJ Red Alert и подготовили почву для настоящей революции в хип-хопе, которую совершил вышедший в 1987 году дебютный диск "Criminal Minded", записанный в тесном сотрудничестве с земляками из Бронкса Ultramagnetic MC’s во главе с неугомонным Kool Keith. Многие называют его первым альбомом, представившим миру гангста-рэп, а KRS-One, автора всех текстов BDP, - основоположником этого стиля, но он сам выступает против таких высказываний. Заслуга "Criminal Minded" лежит несколько в другой плоскости. Дело в том, что до 1987 года, когда вышла эта запись, рэпперы, как в кино, населяли свои песни вымышленными персонажами. После выхода "Criminal Minded" они как бы опустились на землю, стали самими собой, и наступил пресловутый культ реальности, на котором строился сначала гангста-рэп, а затем и весь рэп. Кроме того, эта запись популяризировала спортивные прикиды фирмы "Nike", которая с тех пор стала для рэпперов такой же культовой маркой, как "Adidas" и "Reebok".
Смерть DJ Scott La Rock
Композиторскому гению DJ Scott La Rock уготована была очень короткая судьба. 27 августа того же 1987 года он был застрелен, когда пытался урегулировать конфликт между своим другом Derrick’ом «D-Nice» Jones’ом и нью-йоркскими хулиганами в одном из переулков родного южного Бронкса.
После убийства Скота Ла Рока, KRS-One почувствовал необходимость коренных изменений в концепции их творчества и из поэта превратился в настоящего учителя, призванного затрагивать проблемы распространения наркотиков, насилия на улицах, гнилых политических интересов государства, искоренения расизма, пропаганды безопасного секса и искоренения рабских стереотипов среди цветного населения Америки, что отразилось на тематике последующих альбомов. Он продолжил проект Boogie Down Productions. В ноябре 1987 года, KRS-One заключает контракт на восемь альбомов с "Jive Records". После урегулирования различных финансовых обязательств, Boogie Down Productions начинает запись своего второго альбома "By All Means Necessary", который вышел в 1988 году. К коллективу присоединились битбоксер D-Nice, рэппер Ms. Melodie, и младший брат Криса – диджей Кенни Паркер. Этим альбомом KRS-One начинает свою неустанную кампанию: вздымать сознание и моральную ответственность хип-хоп культуры. Об этом говорят такие песни как "Stop The Violence", "My Philosophy" и "J-I-M-M-Y".
В 1989 году к нему обращается Энн Карли, менеджер по подбору исполнителей и репертуара "Jive Records". Вдохновлённая песней "Stop The Violence" она предложила идею создания проекта под названием "Stop The Violence Movement". KRS-One в рамках этого движения объединил многих хип-хоп артистов. "Stop The Violence Movement" стала весьма успешной социальной кампанией. Было продано более чем 500000 копий сингла "Self Destruction". Эта песня продемонстрировала потенциал рэп музыки, как инструмента социального действия. Доходы от этой песни были пожертвованы организации "National Urban League".
К 1992 году, впервые среди рэпперов, KRS-One проехался с концертами и лекциями по философии по университетам Америки. Крис посетил более 200 университетов, включая: Clark, Yale, Moorehouse, Columbia, Harvard, Princeton, Temple, Howard, Spellman, и UCLA. Тогда же, отказавшись от своего воинствующего имиджа «Blastmaster», он принял псевдоним «The Teacha». KRS-One представлял свои доклады о достижении здоровья, любви, понимания и богатства через различные неортодоксальные методы, найденные в хип-хоп культуре.
Однако в то время многие поклонники хип-хоп музыки считали, что KRS-One превратился в зануду-проповедника, и практически отвернулись от него. Паркеру удалось восстановить свой авторитет только, после того как он записал альбом "Sex & Violence" с более жёстким уличным звучанием и более осмысленными, как всегда философскими, идеями. Правда коммерческого успеха проект не получил.
Сольная карьера
После выпуска пяти альбомов с Boogie Down Productions, KRS-One решил начать сольную карьеру. Он стал не менее масштабно и успешно выступать под собственным именем, но при содействии тех же людей. С течением времени к нему периодически присоединялись продюсеры DJ Premier и Commisioner Gordon, брат KRS-One – DJ Kenny Parker, Mad Lion и Channel Live. Другими известными приглашёнными исполнителями на альбомах KRS-One были Busta Rhymes, Das EFX и Fat Joe.
В 1991 году KRS-One появился на сингле группы R.E.M. «Radio Song» (с альбома «Out of Time»). В 1992 году Брэдли Ноуэлл из группы Sublime записал акустическую композицию «KRS-One».
Первым же сольным альбомом KRS-One стал вышедший в 1993 году «Return of the Boom Bap», который он записал вместе с продюсерами DJ Premier, Kid Capri и Showbiz.
В 1995 году KRS-One открыл молодую группу Channel Live и спродюсировал их альбом «Station Identification», и второй сольный альбом, «KRS-One», который делает Криса духовным лидером хип-хопа с песней «Ah-Yeah». Его протеже – Channel Live исполнили на альбоме трек «Free Mumia», в защиту политического заключённого Mymia Abu Jamala, а также с критикой активиста движения за права чернокожих Делорес Такер, которая выступала с резким осуждением хип-хопа.
В 1996 году, KRS берет таймаут в записи альбомов и издает книгу «Наука рэпа» («The Science of Rap») с практическими рекомендациями о том, как делать рэп. В это же время он впервые объявляет о рождении Храма Хип-Хопа (The Temple Of Hip-Hop) и начинает говорить всему хип-хоп сообществу: «…Я – хип-хоп!». За что многие рэпперы и журналисты критиковали его. В ответ на критику Крис уточнил: «Мы – хип-хоп, только я, возможно, был первым человеком, который понял это. Хип-хоп – не где-нибудь и что-нибудь. Хип-хоп – это наше понятие, приходящее к нам от Бога. Фраза «Я – хип-хоп» – означает, что я – стратегия, поскольку я сам совершенствуюсь. Мы должны устранить противоречия между тем, что мы думаем, и тем, что мы делаем».
KRS-One заметил, что никто в рэп индустрии не нанимает райтеров для оформления обложек альбомов, а бибои не часто появляются в клипах рэпперов. Для Криса хип-хоп больше чем рэп музыка, для него хип-хоп – это культура, которая должна быть представления более широко, а не ограничиваться только рэп музыкой. И он стал пытаться объединить все элементы культуры. KRS-One стал искать команду бибоев для выступлений на его концертах. Этой командой стали «The Breeze Team» - бибои, которых KRS-One увидел в «National Black Theatre» («Национальный Чёрный Театр»).
В 1997 году KRS-One выпустил альбом «I Got Next», поднявшийся до #3 в Billboard 200 и ставший самым коммерчески успешным альбомом в его сольной карьере. Главный сингл альбома «Step Into A World (Rapture’s Delight)» содержал в себе сэмплы группы Blondie и сопровождался ремиксом с участием известного рэппера Puff Daddy.
В 1999 году KRS-One занял пост вице-президента в Reprise Records, занимавшегося поиском новых артистов, и подготовил к выходу альбом «Maximum Strength». Главный сингл альбома - «5 Boroughs», попал в саундтрек фильма «Коррупционер». Однако, KRS-One отложил выход альбома и издал его только в 2008 году. В 2000 году он переехал на два года в Калифорнию, издав перед этим свой последний альбом для лейбла Jive Records - «A Retrospective».
В 2001 году KRS-One оставил работу в Reprise Records и в последующие несколько лет выпустил серию альбомов (начиная с вышедшего в 2001 году на Koch Records «The Sneak Attack»). В 2002 году KRS-One записал альбом «Spiritual Minded» в стиле христианского хип-хопа, что стало большим сюрпризом для его фанатов, ведь ранее KRS-One объявлял христианство «религией рабов и господ» и призывал афроамериканцев не следовать ему. В 2003 году KRS-One выпустил альбомы «Kristyles» и «D.I.G.I.T.A.L.», в 2004 году – «Keep Right», а в 2006 году – «Life».
Единственным из поздних альбомов KRS-One, привлёкшим значительное внимание, был «Hip-Hop Lives» 2007 года, записанный в сотрудничестве с другим ветераном хип-хопа Marley Marl’ом, и ставший ответом на альбом Nas’a «Hip-Hop Is Dead». «Hip-Hop Lives» был хорошо встречен критиками, которые однако отметили, что его выход был бы гораздо более интересен 20 лет назад (в период «мостовых войн»).
Проекты KRS-One:
Stop The Violence
В 1989 году, KRS-One и Энн Карли организовают движение, которое еще называется "Stop The Violence". В период самого рассвета гангста-рэпа этот человек выступил с призывом ко всем рэпперам прекратить, пока не поздно, популяризацию насилия в своих записях. И хотя гангста-рэпперы до сих продолжают пугать детишек и их законопослушных родителей, сейчас этим уже никого не удивишь, и, соответственно, спрос на кровь и стрельбу в песнях резко сократился.
H.E.A.L.
В 1991 году, KRS начинает призывать многих рэп звёзд вступать в организацию под названием "Human Education Against Lies" ("Образование против лжи"). К нему присоединился его друг и партнёр Dr. Zizwe Mtafuta Ukweli (Professor Z). Это программа защиты населения от вранья правительства, политиков и прочих высокопоставленных чинов, которые должны служить народу, а на самом деле красиво лгут. Причем врут не только политики, но и учителя, и священники.
Первые акции H.E.A.L. начались в 1991 году, и тогда в них приняло участие около двадцати известных личностей хип-хопа. Был записан альбом "Civilization Vs. Technology", все доходы от которого пошли на издание и бесплатное распространение (в основном среди молодежи) одноимённой книги, написанной KRS-One, Simone и Ready Z, в которой раскрывались наиболее антигуманные и лживые факты из практики функционирования образовательной и религиозной системы США, а также предлагались варианты решения проблем американского социума.
Храм Хип-Хопа (The Temple Of Hip-Hop)
The Temple Of Hip-Hop – это наверное самый значительный проект KRS1. Основана эта организация в 1995 году в Атланте. Целью организации стали защита и пропаганда хип-хоп культуры. Для того чтобы обзавестись зданием для него, Учителю даже пришлось сняться в рекламе "Nike", что удивило его поклонников породило серию заметок в рэп-прессе о том, что каждый оппозиционер, какими бы бунтарскими ни были его идеи, имеет свою цену. KRS-One ничего не стал объяснять, зато через несколько лет организация, которую поддерживают, помимо KRS-One, Afrika Bambaataa, Chuck D, Rocksteady Crew , Phase 2, Futura 2000 и ещё несколько громких имён хип-хопа, выстроила целый центр чёрной культуры в Нью-Йорке. Проект по сути продолжил дело, начатое Afrika Bambaataa и его Zulu Nation. Естественно, с помощью KRS-One и его философских изысканий теперь будет строиться мощная идеологическая основа, которая, по идее, должна будет сплотить чёрную расу, отталкиваясь от культуры, к которой они себя издревле причисляют. И первой ступенью Храма Хип-Хопа уже провозглашены сплочение и организация всех составляющих хип-хоп культуры. В целом же, этот храм замышлялся, как одна большая семья, которая будет пропагандировать любовь ко всему живому, здоровый образ жизни, самодостаточность, веру в свои силы, мир, взаимопонимание, прощение и терпимость.
В 2001 году, KRS-One понял, что объединение хип-хоп культуры не будет происходить внутри этой культуры, и то, что ни один популярный рэппер не собирается этого делать. Он также понял, что хип-хоп, как международная культура мира и процветания, должна быть представлена правительству, организациям и мировым мыслителям, способным к восприятию хип-хопа на этом уровне. Смотря сквозь постоянную критику и недостаток поддержки от хип-хоп сообщества, KRS-One добрался до Организации Объединенных Наций (ООН) и ЮНЕСКО, для того чтобы начать работу по представлению хип-хопа как официальной международной культуры мира и процветания.
16 мая 2001 года, в течение 4-ой ежегодной "Hip-Hop Appreciation Week" (14-21 мая, 2001 года) была представлена Хип-Хоп Декларация Мира в штабе Организации Объединенных Наций (ООН) в Нью-Йорке. Эту декларацию подписали такие организации, как Temple Of Hip Hop, Ribbons International, UNESCO, а также 300 хип-хоп активистов и делегатов ООН.
Философия KRS-One
О науке философии KRS-One говорил: "Там очень много разумного... Итак, первое. Постарайтесь как можно больше сократить дистанцию между собой и субстанцией, о которой вы думаете. Например, если вы считаете себя частью хип-хоп культуры, не стоит говорить: "Я занимаюсь хип-хопом. Или я являюсь частью этой культуры". Смело говорите: "Я – хип-хоп. Я – хип-хоп культура!". Среди рэпперов и поклонников рэпа принято приветствовать друг друга словами "Peace God". Это хорошо, что вы желаете добра якобы своему прародителю, но хватит тратить попусту время в молитвах какому-то сверхъестественному существу. Станьте Богом. Поверьте в себя, в свои силы, и у вас все получится».
Интересен, хотя и весьма спорен, ответ KRS-One на вопрос: "Что причислять к андеграунду?". Он считает, что рэп в нынешнем его состоянии уже давно принадлежит мэйстриму. «Если ты носишь "Адидас" и пьёшь "Кока-колу", как миллионы людей, попрощайся с андеграундом. Хотя до сих пор многие сохранили трепетное отношение к вещам под грифом "андеграунд", что ассоциируется в правильном контексте с чем-то оригинальным и выражающим человека. Но за годы существования рэп потерял эти качества. Если ты выпустил хотя бы один альбом на каком-то лейбле, ты автоматически вылетаешь из андерграунда. Единственными членами этого почётного общества, по сути являются только артисты без контракта». По сути, и сам KRS-One никогда не подходил под собственное определение андеграунда.
А на закуску сага об интеллигентности. Вы спросите, как это едва прозревший и дорвавшийся до всех современных благ и равных прав «негр», потомок безграмотных рабов, может быть интеллигентным? Очень просто. По KRS-One, интеллигент – это не тот, кто владеет знаниями, а тот, кто умеет ими распоряжаться. Если есть тяга к их получению и ясная голова – остальное дело техники.
Создав философскую систему в рамках хип-хопа, KRS-One приобрёл статус, которым не может похвастаться ни один МС – он стал Учителем для многих людей. Кроме разработки теории, KRS-One внёс неоценимый вклад в «практику хип-хопа», ведь он отличный МС и его роль в развитии рэп музыки также никто не возьмётся отрицать. И главное – после тридцати лет в хип-хопе KRS-One не собирается на покой, не устал и всё активнее занимается творчеством и социальной деятельностью в рамках хип-хоп культуры. Он доказывает собственным примером, что активные представители хип-хопа и есть хип-хоп!
Фильмы
1988 I'm Gonna Git You Sucka
1993 Who's the Man?
1997 Subway Stories: Tales from the Underground
1997 Rhyme & Reason
2000 Boricua’s Bond
2000 Freestyle: The Art of Rhyme
2002 The Freshest Kids
2003 2Pac 4 Ever
2003 Beef KRS-One
2003 Hip-Hop Babylon 2
2003 Soundz of Spirit
2003 5 Sides of a Coin
2003 MuskaBeatz
2004 War on Wax: Rivalries In Hip-Hop
2004 The MC: Why We Do It
2004 Beef II
2004 And You Don’t Stop: 30 Years of Hip-Hop
2004 Hip-Hop Honors
2004 Keep Right
2005 Zoom Prout Prout
2006 A Letter to the President
2008 The Obama Deception
2009 Good Hair
Книги
Break the Chain KRS-ONE 1994
The Science of Rap 1996
Ruminations 2003
The Gospel of Hip Hop: The First Instrument 2009
Награды
VH1
2004, VH1 Hip Hop Honors
BET Hip Hop Awards
2007, I am Hip Hop
2007, Lifetime Achievement
Urban Music Awards
2009, Living Legend Award
Дискография KRS-One:
Boogie Down Productions:
1987 – Criminal Minded
1988 – ByAll Means Necessary
1989 – Ghetto Music: The Blueprint of Hip Hop
1990 – Edutainment
1991 – Live Hardcore Worldwide
1992 – Sex andViolence
2012 – The BDP Album
Сольные альбомы:
1993 – Return Of The Boom Bap
1995 – KRS-One
2001 – The Sneak Attack
1997 – I Got Next
2002 – Spiritual Minded
2003 – Kristyles
2004 – Keep Right
2006 – Life
2007 – Hip Hop Lives
2008 – Adventures In Emceein
2008 – Maximum Strength
2009 – Survival Skills (with Buckshot)
2010 – The Just-Ice and KRS-ONE EP Volume #1 (with Just-Ice)
2010 – Meta-Historical (with True Master)
2011 – Godsville (with Showbiz)
2011 – Royalty Check (with Freddie Foxxx)
2012 – Return of the Boom Bip (with DJ Premier)
Микстейпы:
2001 – Strickly for da Breakdancers & Emceez
2002 – The Mix Tape (Prophets Vs. Profits)
2010 – Back To The L.A.B. (Lyrical Ass Beating)
KRS-One Present:
Peedo – Krs-One Presents Peedo & the Luna Empire
(2004)
Greenie – It's All Good (2010)
Сборники:
1996 – Battle for Rap Supremacy (KRS-One vs. MC Shan)
2000 – A Retrospective
2003 – D.I.G.I.T.A.L.
2010 – Best of Raptures Delight
2010 – Playlist: The Very Best of KRS-One
Автор: Darth Seven [ex 7Sky (N.E.O.fam)] Иркутск, Журнал "Слово"№16 2012г