«Пожалуй, мой ум и притворился, что все постигнул: и быстрый разбор словотитл, и латинские вокабулы, и синтаксис, и Пифагорову таблицу умножения; но как только я возмужал, так мой ум, раскапризившись, все и выкинул из себя». Квитка-Основьяненко Г. Ф., Пан Халявский, 1840
Свою статью я хочу посвятить одной из величайших разработок У. Биона – его Таблице, которую так же называют сеткой или шахматной доской. Эта Таблица может служить прекрасным инструментом – помощником аналитику при анализе работы с анализантом, а так же при оценке речи анализанта, своих гипотез и содержания аналитической сессии.
Джоан и Невилл Симингтон в своей книге «Клиническое мышление Ульфреда Биона» скажут о таблице: «Многие люди хватаются за голову, впервые увидев Таблицу. Однако усилия, затраченные на попытки ее понять, более чем вознаграждаются. Те, кто проявил упорство и приложил труд, чтобы понять Таблицу, имеют хороший шанс ухватить самую сердцевину идей Биона». И опираясь на эту мысль, я и захотела внимательно и подробно разобраться, что это за «зверь такой» - знаменитая Таблица Биона.
Суть Таблицы Биона – это понимание, как развивается мысль. Он проводил исследование того, как происходит и развивается отношение между аналитиком и пациентом в аналитическом кабинете, отмечая, что понимание состава аналитического процесса имеет динамическую составляющую и постоянно продолжается…
В Таблице мы видим, как процесс развития мысли от примитивного описания, которое является первой попыткой вырвать нечто у хаоса, изменяется до крайне сложной и абстрактной идеи. Когда в кабинете у аналитика в ходе сессии у анализанта появляется понимание, мы можем утверждать, что этому предшествовал некий процесс, задавший этот импульс. Таблица нам может дать подсказку, описать аналитическую ситуацию, «…в особенности форму высказывания как аналитика, так и пациента, а так же цели, которые они преследовали» Д. и Н. Симингтон.
Когда мы обращаемся к Таблице, мы видим 2 оси: горизонтальную ось – возможные способы использования мыслей и вертикальную ось – генетическое развитие мыслей. Рассуждая об анализе, можно одной из его целью назвать повышение понимания ситуации и интерпретаций до такого уровня, на котором эти интерпретации эмоционально затронут пациента, тем самым открывая путь изменениям. После окончания сессии, используя таблицу, можно ретроспективно взглянуть на ее содержание и классифицировать различные утверждения пациента и аналитика.
На начальном этапе нашего анализа необходимо задать приблизительные границы темы анализа, обозначить первичную гипотезу, которую Бион в Таблице ставит в первую ячейку горизонтальной оси (колонка 1), называя ее «определяющей гипотезой». Аналитик и анализант в начале сессии представляют собой, по словам У.Биона, «двух испуганных, растерянных человека», они встречаются с ситуацией более или менее выраженного хаоса. Чтобы начать работу и появилось некое понимание, аналитик может попробовать обозначить идею или выразить чувства пациента, или же попробовать прояснить это у него. Анализант может согласиться или же отвергнуть гипотезу, что в обоих случаях задаст вектор анализа. Такая гипотеза может выстроить первичные границы объекта исследования, а так же отсечь то, что с ним не связано, например: если пациент в ходе сессии проявляет признаки фобического расстройства, мы уже можем рассматривать определяющую гипотезу «наличие тревоги, фобии, страха» и на время не брать в расчет печаль или меланхолию, хотя и она может присутствовать…
Вторую ячейка в горизонтальной оси, соответствующая 2 колонке, - греческая буква пси (Ψ) – интерпретации, которые аналитик делает, чтобы успокоить самого себя, чтобы он будто бы понимает, что происходит, когда на самом деле это не так. Это некое ложное утверждение, которое может помешать раскрытию смысла текущей ситуации, возникающая тогда, когда аналитик не может терпеть собственной фрустрации. И после сессии, работая с Таблицей, аналитик анализируя процесс, должен так же обращать внимание на появление своих гипотез и интерпретаций.
Появление ложных предположений можно та же обозначиться как проявление отрицательной К – связи (–K) . Бион, помимо разработки Таблицы, и других своих научных открытий, описывает нам появления связей в ходе аналитического процесса, обозначая их заглавными буквами L (любовь) H (ненависть) K (знание). Связь – это важнейшая активность, в ходе которой происходит эмоциональный опыт познания. Силы, противостоящие пониманию эмоционального опыта, представлены отрицательными значениями и –L –H –K. Если одна из этих отрицательных связей доминирует – то процесс понимания в отношениях прерывается и так же может обратить вспять уже наполненный смыслом опыт.
Но не буду останавливаться подробно на связях, хотя это очень интересный и увлекательный материал, а вернусь к Таблице – ее 3 колонке «Обозначение». Это место, где факты собираются вместе, ее можно сравнить с памятью или припоминанием, это хранилище материала, которое предшествовало началу анализа, а так же было получено в ходе аналитической сессии и откуда при необходимости его можно извлечь. Эти интерпретации очень коварны, так как тут мы можем попасть в ситуацию, когда эти интерпретации извлекаются из памяти аналитика, чтобы показать свое понимание ситуации (хотя это не так), чтобы придать смысл полученному на актуальной сессии материале. Мы можем таким образом попасть в колонку 2 пси (Ψ).
Но будем считать, что аналитический процесс у нас идет в благоприятном русле, и по мере роста понимания аналитик может привлечь внимание пациента к своей гипотезе по поводу предоставленного материала. Такие интерпретации попадают в колонку 4 «Внимание». Используя данные интерпретации, мы можем подойти к «Избранному факту» - тому, который внезапно проливает свет на значение нескольких ранее наблюдаемых событий или фактов. Обратив внимание на что-либо, мы так же можем услышать от анализанта – что «Я с Вами не соглашусь», но и тут мы можем в ответ спросить, «а что тогда будет верным?»
Получив ответ от анализанта, мы можем приступать к детальному изучению полученных данных, и тут нам могут помочь интерпретации из колонки 5 «Исследования» - это интерпретации, направленные на все более активное исследование, сохраняющее в центре внимания то, вызывает у аналитика самую сильную тревогу. Это некое «зондирование почвы», чтобы обнаружить скрытые или непризнанные чувства и мысли.
Наиболее сложные интерпретации, ставящие анализанта перед фактом, связанные с ним самим, и которые могут привести к реальным изменением в случае их осмысления – являются интерпретации «Действия» - колонка 6. Эти интерпретации могут повергнуть анализанта в шок, тревогу, поэтому начинающие аналитики сами с тревогой к ним относятся и очень аккуратно вводят в аналитическое поле. Но эти интерпретации так же могут манкироваться анализантом, когда он встав перед лицом выбора, предпочитает не использовать ее в своем развитии, а отступить назад.
Но Таблица – это не только горизонтальная ось - возможные способы использования мыслей, но еще и раскрытие генетического развития мысли. Тут перед нами Бион раскрывает различные стадии развития – от примитивной матрицы до самых сложных абстрактных форм алгебраических исчислений. Я вкратце обозначу эти стадии в моем эссе. 1 строка (строка А) – это и есть примитивная матрица, из которой развиваются мысли, непереработанные и необдуманные данные, хаос из психофизиологических ощущений – или другими словами β (бетта) – элементы. Вслед за ними в Таблице Бион размещает α (альфа) – элементы (строка В) – примитивные элементы мысли, являющиеся результатом воздействия на базовые данные – α (Альфа) – функцией. Альфа функция – тоже очень любопытная разработка Биона.
Продуктом воздействия альфа-функции являются альфа – элементы. Альфа – функция – это не врожденная функция у субъекта, а освоенная (в позитивном ключе) или не освоенная (при патологии) в процесс его развития. Новорожденный при тесном общении с мамой или другим ухаживающим за ним субъектом, до формирования у него самого аппарата мышления, в котором и функционирует эта альфа-функция, может посредством проективной идентификации «использовать» альфа-функцию заботящегося субъекта. Альфа-функция производит действия со всеми данными, полученными человеком из эмоционального опыта, включающего сенсорную информацию, поступающую из внешних и внутренних источников (например, ласковое прикосновение мамы, ее голос).
В третью строку (строку C) Бион поместил мысли сновидения – сновидные мысли, сновидения и мифы, т.е. все, что можно выразить в терминах чувственных образов, обычно зрительных. Фрейд в своей метапсихологии говорил о том, что в бессознательном у нас присутствуют только представления (образы), которые нагружены аффектами. Поэтому могу предположить, что с появлением сновидных мыслей у субъекта начинается процесс формирование топических структур сознательное, предсознательное и бессознательное, но сразу же оговорюсь, что сновидные мыли – это не бессознательное в буквальном его понимании, эти мысли могут присутствовать во всех трех инстанциях. Бион в своих поздних работах скажет, что сновидения – это не только зрительные переживания, они могут переживаться в других модальностях, помимо зрительных, например, быть телесным симптомом.
Следующая группа строк (D-E-F) Бион поместил понятия преконцепции, концепции и концепты (понятия) – это базовый механизм, под действием которого происходит развитие мысли. Пре-концепции открыты конкретному переживанию (они как бы в поиске насыщения), из состояния открытости, найдя соответствующую реализацию, они переходят в состояние насыщения, и следовательно, превращаются в константу – и переходят в позицию строки Е – Концепцию. Став Концепцией – мысли оказываются «связанными», хотя обратный процесс возможен и новая пре-концепция будет искать нового соединения с более конкретной реализацией, сделавшей ее насыщенной или реализованной. В строке F – Концепт или Понятие – представлена репрезентация истины.
Для Биона крайне важные понятия истинного и ложного переживания. Так же мысли, входящие в строку F – это высказанные положения, выносимые как истина. Последние строки Бион определяет как научные обоснования – это научная дедуктивная система и алгебраические исчисления. Психоаналитические объяснения или гипотезы можно свести вместе и логически их соотнести, тем самым получив научную дедуктивную систему – строка G. Уходя в более абстрактные размышления и обобщенные формы, гипотезы можно рассматривать в алгебраических выражениях, позволяющие, в дальнейшем рассматривать их как клинический материал.
Соединив две оси, можно расположить относительно них мысли, интерпретации и ассоциации. У. Бион, идя далее и рассматривая связи, о которых я упомянула ранее, говорит, что Таблица может иметь отрицательное измерение (негативная Таблица). Эта мысль меня увлекла, так как этот отрицательный зеркальный образ (без 2 колонки) может точнее описать интерпретации, отрицательно направленные, например, для умышленного введения заблуждения с целью скрытия истины, как некий защитный механизм или сопротивление анализу, и препятствующий проявлению психоаналитического объекта.
В отрицательном положении, значение колонки 2 будет распространенно на остальные позиции Таблицы. С точки зрения вертикальной оси мы так же можем наблюдать регрессию – от большей степени сложности и абстракции к эмоционально бессмысленным β – элементам. В заключении хочется сказать, что использование данной Таблицы может быть полезно как после аналитической сессии, так и при внутреннем диалоге наедине с собой.
Таблица – это великолепный инструмент и пример процесса систематизации и структурирования аналитической сессии, да и развития аппарата мышления. Применяя ее в психоанализе, мы, особенно на начальных этапах нашего становления в профессии, можем иметь замечательную шпаргалку и мудрого советчика в ее лице. Работы У. Биона и его коллег «Научение через опыт», «Элементы психоанализа», Джеймса С. Гротштейна «…но в то же время на другом уровне» и «Клиническое мышление Уильфреда Биона» Джоан и Невилл Симингтон очень впечатлили меня и захватили мою мысль!
Автор: Микотова Светлана Юрьевна
Психолог
Получить консультацию автора на сайте психологов b17.ru