Найти тему
Пси-лаборатория

Архетип Героя-ребенка и волшебные символы индивидуации в Энканто и Spider-man

Жизнь человека наполнена архетипами. Они дремлют в темных пещерах бессознательного, как древние чудища, ровно столько веков, сколько существует человечество. Это исконные проявления человеческой психики, универсальные, но несущие здесь и сейчас особенный смысл для каждой конкретной личности. Архетип играет уникальную и универсальную роли одновременно, поскольку проявляется коллективным множеством в психике одного, отдельно взятого человека.

Удивительно и в то же время и увлекательно то, что в кинематографе зритель наблюдает за взаимодействием сразу нескольких архетипов.

Мы рассмотрим этот процесс на примере мультфильма “Энканто” и фильма “Человек-паук”. Главные персонажи этих историй сочетают в себе архетипы Героя и Ребенка одновременно. Зритель, примеряет на себя сочетание этих образов и переживает путь героя, а также непосредственность ребенка внутри себя. Внутриличностный конфликт, который переживает символический ребенок, это путь его индивидуации. Он пока еще чисто и свободен от давления Эго. Зритель же, идентифицируясь с образом, теперь может делать выводы о собственном процессе индивидуации.

Итак, в сюжете появляются и другие персонажи. И они -- те же архетипы, которые звучат из глубин коллективного бессознательного. Как пишет сам Юнг: “Когда психическая энергия регрессирует <...> вламываясь в наследие жизни предков, тогда пробуждаются мифологические образы; они-то и есть архетипы”, – пишет Юнг.

Архетипы, в образах персонажей фильма, взаимодействуют друг с другом. Как будто это части психики одного человека. В фильме “Энканто” маленькая девочка живет в волшебном доме, окруженная родственниками, обладающими волшебными силами. Бабушка воплощает архетип Матери – хранительницы очага, старшая сестра – архетип Героя, средняя сестра – архетип Женщины, дядя - архетип Тени, младший брат - архетип Пуэра и так далее. Образы четкие и яркие, каждый архетип соответствует лишь одному персонажу. Их чистота будто специально преподнесена зрителю, чтобы тот заметил: персонажи – части единого пространства восприятия главного героя. И даже пространства восприятия самого зрителя. Так девочка, по сюжету не наделенная волшебством, взаимодействует с персонажами (архетипическими воплощениями), таким образом постигая себя иную. “Архетип, как уже было сказано, есть ди­намический образ, фрагмент объективной психики, которую понимают пра­вильно лишь тогда, когда переживают ее как живую противоположность”, – замечает Юнг. А тем временем, главная героиня “Энканто” проходит путь от коллективного бессознательного к самости. Зритель завороженно наблюдает, осознавая, что этот процесс необходим и ему самому.

Также происходит и в фильме “Человек-паук”, где сам смысл сюжета – рассказать историю супергероя, молодого человека, еще не взрослого, но уже не ребенка. Будто из тени его бессознательного являются столь же яркие и чистые архетипы, как в сюжете вышеописанного анимационного фильма. Кто-то из персонажей творит добро, кто-то встает на сторону зла. Во всем этом процессе чувствуется намек на то, что персонажи – это образы внутриличностного конфликта главного героя, борьба его установок, моральных устремлений и попыток самоопределения. Они существуют не в сознании, но в самой глубине его души, или даже в его тени. Всё это, как пишет Юнг, – “господствующие силы, боги, образы доминирующих законов, регулярно повторяющихся событий и принципы общих закономерностей, которым подчиняется последовательность образов, все вновь и вновь переживаемых душой”.

В “Энканто” главная героиня решает вопрос самоопределения последовательно. Сначала она четко ощущает свою инаковость, актуализирует архетипы, знакомится со своей тенью, которая, по сюжету, проявлена в ее дяде, умеющем входить в транс и предсказывать будущее. Далее, девочка решает несколько задач, сталкивается с неразрешимой проблемой и, в момент, когда все ее архетипические части вновь сходятся воедино, обретает себя. К концу фильма успешно реализуется единство ее личности. Несложная сюжетная линия понятна и удобна для юных зрителей. В фильме “Человек-паук” все происходит схожим образом, с одним лишь усложнением -- в кульминации главный герой предстает перед зрителем в трех образах себя: юного (в настоящем времени), молодого и взрослого (из будущего). Конструкция сначала может показаться избыточной. Но, в этой метаморфозе будто символизируемая процесс взросления подростка. Молодому человеку приходится решать не только проблемы, связанные с самоидентификацией, но и вопросы о прошлом, настоящем и будущем. Именно они становятся особенно актуальными в кризисные периоды, когда человек осуществляет переход от одного возраста к другому. Интересно и то, что расслоение личности главного персонажа происходит в рамках архетипа Героя. В момент перевоплощения мальчика в супергероя, его личность будто бы становится захваченной архетипом. “Одержимость архетипом превращает человека в чисто коллективную фигуру, некую маску, под которой он больше не может развиваться как собственно человеческое существо”, - проясняет Юнг. Этот внутриличностный конфликт выходит для главного героя на первый план и стимулирует его к переменам. Он чувствует, что хочет обрести себя в человеческом теле и здесь ему нужен помощник. По сюжету это его наставник - Маг.

В обоих лентах, главным героям помогает архетип Мага. «Колдун» и «демон» — это мифологические фигуры, выражающие не­известное, «нечеловеческое» чувство. Бессознательно мы живем в некоем мире оборотней, демонов, колдунов и т. д., ибо эти фигуры в прежние времена оказывали мощнейшее воздейст­ вие на людей”, -- замечает Юнг. Этот факт объясняет, почему человек чувствует необходимость в чудесных силах при решении жизненно важных вопросов, таких как индивидуация или поиск самости. “Трансцендентная функция — производство и развертывание изначаль­ной, потенциальной целостности”, – пишет Юнг, – “Символы, которые для этого применяет бессознательное, — не что иное, как образы, которые издавна употребляло человечество для выражения целостности, полноты и совершенства; как правило, это символы четверичности (кватерности) и круга. Этот процесс я называю процессом индивидуации”.

Таким образом мы подходим к описанию важного символа в обоих лентах, который то и дело появляется в кадрах на всем протяжении сюжета. Это магический круг - мандала. В фильме “Человек-паук” мандалы в воздухе рисует Маг, когда совершает обряд возвращения героя к человеческому образу. Магический круг рассекает пространство, а из него выходят жители параллельных миров. Мандалы в фильме - это порталы в параллельный мир, где пространственно- временной континуум преломляется и приобретает форму, непостижимую человеческим разумом. В мультфильме “Энканто” мандала складывается цветами вокруг главной героини, ее очертания и рисунки появляются на стенах и дверях волшебного дома, где живет магическая семья девочки. В конце фильма волшебное семейство (бессознательное) и обычные горожане (сознание) объединяются, чтобы построить разрушенный волшебный дом.

Кроме архетипов и мандалы, в сюжетах этих фильмов присутствует множество других символов. Они, безусловно, так же интересны в процессе интерпретации сюжетов. Возможно, при написании сценария, авторами не предполагалось глубинного смысла. Но, он возникает сам собой, поскольку каждый человек хранит в своем бессознательном коллективные мифы и их символы.

Клиент в магазине, коллега в офисе, зритель в кинотеатре - всё это люди, ежедневно решающие свои внутриличностные конфликты, входящие друг с другом в коммуникацию, реализующие накопленный опыт, проявляя свою уникальность . Человек балансирует между чистой информацией бессознательного и той, что интерпретировало его сознание. То одно, то другое берет верх до тех пор, пока личность не решится на процесс гармонизации – внутренней индивидуации. А пока, проекции будут ложиться на других людей, будто картинки из проектора в кинозале.

С самых первых кадров фильма сознание запускает привычный процесс - идентификацию с главным героем. Зритель не сопротивляется, ведь это помогает ему понимать и чувствовать то, что происходит в сюжете. Восприятие киноленты становится объемным и близким – на сцену выходят архетипы.

Итак, человек наблюдает путь героя в сюжете фильма и даже может переживать качества этого архетипа. Но, почему эти образы так близки человеку? Архетип пришел из бессознательного, из истории, из мифов -- коллективного опыта всех героев, прошедших подобный путь, полный препятствий. Так и обычный человек, наш современник, сталкиваясь с препятствиями в течение своей жизни, задав множество экзистенциальных вопросов себе и миру, воплощает образ героя, в надежде укротить образного дракона и вернуться с победой.

Автор: Инна Педе, психолог юнгианской и психоаналитической модальностей (с)