Из Черкесска дороги туриста уходят на юг - основная вдоль Кубани и второстепенная вдоль Малого Зеленчука, за перевалом живописной гряды в междуречье.
На двух берегах Зеленчука - Хабезский и Абазинский районы, и если через первый (на западном берегу) мы ехали...
...то вторым лишь любовались за рекой:
Хабезский и Адыге-Хабльский районы отвечают в Карачаево-Черкесии за вторую половину названия. Местами их и ныне можно принять за другой регион, где черкесские флаги видны не реже КЧРовских.
Кабардинцы и черкесы, равнинные народы К(Ч/Б)Р - ещё более близкая родня, чем горцы карачаевцы и балкарцы. И первое, что нужно знать о здешних черкесах - что черкесам, наводившим ужас на греческих купцов и петербургских дам они совсем не тождественны.
Народы с Западного Кавказа, вероятно родственные хаттам, 5000 лет назад населявшим Малую Азию, имеют много имён. Для Руси они были касоги, для Эллады - меоты и зихи, а черкесами стали с лёгкой руки генуэзцев. Между собой они - адыги, а адыгство каждого определяла Ха́бза: и вера, и философия, и свод законов, и кодекс чести, и этикет, я бы перевёл этот термин как Правда - та, по которой живут.
Два десятка племён, делившихся на аристократические (во главе их стояли пши - князья) и демократические (их возглавляли советы воинов-дворян тлекотлешей) в глухих лесах Западного Кавказа с незапамятных времён растили просо, разводили коней и овец да бесконечно сражались. То с соседями - ведь основой их экономики были набеги и работорговля, то друг с другом: злейшим врагом адыга был другой адыг. Пленников они охотно продавали в рабство генуэзцам - есть даже версия, что матерью Леонардо да Винчи была черкесская княжна, таким путём попавшая в Италию.
Достовернее то, что мужчин увозили к арабам в мамлюки - воины-невольники из чужаков, рабство которых сводилось к невозможности оставить службу. Столицей мамлюков был Каир, историю которого эти рабы писали с 13 века, когда разбили союз монголов и крестоносцев, и осознав свою мощь, стали господами - сперва половцы Бахриты, а с 1382 года - черкесы Бурджиты. Из них был султан Аль-Ашраф Инал, свергнутый в 1451 году. И вот же совпадение - вскоре князь Инал Светлый, набрав сил в степях Тамани, ненадолго объединил черкесские племена.
Та держава умерла вместе с Иналом, но многие князья успели оценить, как хороша жизнь без междоусобиц. На рубеже 15-16 веков Иналиды во главе с внуком Идаром потянулись прочь из горных дебрей на восток, в пустые со времён гибели Алании степи. Так возникла Кабарда, но вскоре её князья поняли, что скинув общие на весь народ доспехи горных дебрей, они оказались один на один с Крымским ханством. В 1552 и 1557 годах князь Темрюк Идаров слал в Москву посольства о союзе и подданстве, а в 1561 и вовсе выдал за Ивана Грозного свою дочь.
Но русско-кабардинский роман был недолог: в 1570-х годах Девлет-Гирей разгромил тех и других, а под весьма мягким игом татар кабардинцы, роднясь с Гиреями да переходя в ислам, занялись привычными междоусобицами.
Лишь в 1739-79 годах, по итогам войн с Турцией, Кабарда вошла в состав России. Жители её, однако, узнать о своём русском подданстве были явно удивлены: по сути Кавказская война началась ещё в 1760-х годах, когда в их земле была основана первая русская крепость Моздок. Восстания давили безжалостно, и к 1820-м годам население Кабарды сократилась с 300 до 30 тыс. жителей.
Однако не только смерти были тому причиной: многие кабардинцы подались в мухаджиры, как в Османской империи называли беженцев от гонений на ислам. Турция тогда была рядом - только Бештау обойти... Там, на Урупе и Лабе, жили бесленеевцы, чьи князья Кануковы и Шалоховы возводили родословную к Идарову дяде Беслану. По языку и быту они оставались ближе всех к кабардинцам, а в посолстве 1552 года участвовал бесленеец Маашук Кануков, в Москве крестившийся как Иван Амащук.
В 1799-1803 годах же здесь возникла Хаджретова Кабарда: дословно Кабарда-в-Изгнании, партизанская армия, которую собрал, бежав из русского плена, князь-мусульманин Адильгирей Хатокшоко. Полвека хаджретовцы, с опорой на карачаевские и бесленеевские сёла, были одной из самых опасных горских сил Кавказа, порой устраивая рейды на десятки вёрст.
Ну а в 1860-х годах, когда и на Кубани сопротивление было сломлено, в Турцию ушло от 3/4 до 9/10 всех адыг - целые аулы, племена, народы. Советы размежевали остатки этой общности по схеме "один регион - один народ": адыгейцы, черкесы и кабардинцы - это примерно как русские, урусы и сибиряки.
Ныне на Ближнем Востоке у нескольких миллионов человек адыгские корни, а в России живёт 750 тыс. адыгов, причём 530 тыс. из них - кабардинцы. Черкесы (56 тыс.) почти не отличались от последних ни в языке, ни в традициях, ни в быту. Зато реалии влияют: оттеснённые карачаевцами от власти, они поняли ошибки предков, а потому держатся особняком и друг за друга.
На выборах в КЧР периодически возникают "черкесские кандидаты", как например Станислав Дерев в 1999 году, а поддерживают их и абазины, и русские. Флаги и нашивки с адыгской символикой у черкесов сочетаются с молчаливым достоинством, а беспринципный бизнес - с интеллигенцией: тот же музей, как я понял, держат в основном черкесы.
Но что роднит два адыгских народа - это молчаливость: даже водители, подвозившие нас, не начинали сами разговоров, а на вопросы отвечали хоть и очень доброжелательно, но редко более развёрнуто чем "да" или "не знаю". И сетовали на то, что когда-то их народу так не хватило единства...
Яркая черта адыг, кочевых земледельцев и вечных воинов - полное отсутствие зодчества: их укрепления сводились к дозорным башням, Хабза запрещала молиться единому богу Тхьа в каменных стенах, а сакли тлекотлеша и тфокотля (крестьянина) отличались лишь обстановкой.
Ныне в республике 17 черкесских сёл: 12 возникли по итогам Кавказской войны, ещё 5 - в эпоху Черкесской автономной области (1926-57).
И вид их впечатляет знакомыми по Кабарде коридорами улиц меж высокими заборами и фасадами без единого окна.