Найти в Дзене
Александр Георгиевич

Рынок недвижимости меняет пол Что это значит и насколько важно?

Скажу сразу, какая-то гендерная статистика по субъектам рынка недвижимости мне не известна. Известна практика. И согласно этой практики, большинство новых субъектов рынка недвижимости, то есть тех, кто становится сейчас собственником, в графе пол имеют значение «женский».

Причины понятны. Цифровизация воинского учета помещает большое количество мужчин призывного возраста в зону риска. А для уклонистов законодатель установил ряд ограничительных мер, направленных на обеспечение явки по повестке военного комиссариата. Среди них не много ни мало «приостановка на постановку недвижимого имущества на государственный кадастровый учет и (или) государственную регистрацию прав, осуществляемые в соответствии с Федеральным законом от 13 июля 2015 года № 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости".

Эти поражения в правах вступают в силу в случае неявки в военкомат в течении 20 дней после «вручения повестки» без уважительный причины. А повестка считается врученной по истечении семи дней с даты ее размещения в Реестре повесток. Будет ли данный реестр являться публичным, узнаем, как все запустят.

Однако, риэлторы готовятся во избежание приостановки гос. регистрации права на недвижимое имущество, запрашивать перед сделкой сведения об отсутствие мер ограничительного характера, в рамках нововведений в ФЗ «О воинской обязанности и военной службе».

Оснований ждать, что эти риски «как-нибудь рассосутся», пока нет, поэтому перевести право собственности на недвижимость на жен, матерей и дочерей, многим кажется разумным действием.

Влияет ли это на рынок недвижимости?

Сам по себе перевод собственности внутри семей в целом никак не влияет. Разве что Росреестр фиксирует увеличение количества сделок, и аналитики могут сделать из этого неверные выводы, что рынок недвижимости «на пике». Но есть другая сторона вопроса, которая влияет. Что это за сторона и как влияет, сейчас поясню.

Суть вот в чем. Сейчас почти все сегменты рынка недвижимости - это «рынки покупателя». Поэтому мысль присмотреться к тому, а кто, собственно, этот покупатель выглядит вполне разумной. Становится ясно, на какие такие целевые группы ориентироваться продавцам.

А есть разница? – ответит иной из них, - Мне важны деньги, которые я получу, а не кто он такой, этот покупатель.

Разница есть. Не то что бы она могла вознести вашу типовую хрущобу в Бирюлево до эксклюзивного монолита на Фрунзенской, но некоторое знание о ней может принести пользу.

В последнем тексте я уже немного коснулся этой темы, говоря о связи между рынком недвижимости и господствующим антропотипом населения той территории, которую охватывает этот рынок. На что похожа эта связь? Если брать параллель с рынком автомобилей, то на развитых рынках, там, где автомобиль – сугубо утилитарная вещь, большим спросом пользуются автомобили с кузовом универсал или хэтчбэк, на неразвитых или развивающихся, там, где автомобиль воспринимается как роскошь или статусная вещь, большей популярностью пользуются седаны. В сельскохозяйственных территориях многих стран по понятным причинам популярен пикап и так далее.

Иными словами, какой потребитель, таков и рынок. Строители, как и автопроизводители, об этом знают. Но, если вы нетипичный потребитель, вы можете получить возможность сэкономить - купить универсал там, где все хотят седан.

Теперь посмотрим на этот вопрос не со стороны антропотипа, а немного с другой. С гендерной.

По наблюдениям многих риэлторов, сегодня основной покупатель недвижимости - женщины. Причем, в основном одинокие, то есть, незамужние женщины. Те, у которых возникли какие-то денежные суммы и те, которым сейчас более охотно, чем мужчинам, дают ипотечные кредиты.

Вопрос, будет ли этот антропотип в наших краях в ближайшем будущем преобладать, оставим политологам и футуристам, хотя он, конечно, и интересный. Посмотрим на то, как это влияет на рынок недвижимости здесь и сейчас.

Повторю, какой-то статистики тут нет, но что покупают эти субъекты рынка?

Согласно практике риэлторов, эти субъекты имеют следующие предпочтения.

Во-первых, они чаще покупают небольшие, т.е. не семейные объекты. Смысл покупки – для собственного проживания, для кого-то из детей на будущее и для сдачи в аренду. Отсюда вполне ощутимый на общем фоне спрос на однокомнатные квартиры и апартаменты.

Большие семейные трешки в текущей ситуации не популярны еще и потому, что снизился горизонт планирования, в том числе и семейного.

Во-вторых, этот тип покупателей предпочитает квартиры и дома уже с ремонтом. Причины понятны. Не каждая женщина готова быть прорабом, у многих на решение таких вопросов просто нет времени в силу занятости на работе, а отсутствие семьи означает невозможность с кем-то разделить эти хлопоты, переложив хотя бы часть дел. Ну, и ремонт, сделанный до 2022 года, по понятным причинам более разнообразен по материалам, оборудованию и вообще дизайну. В объекте может быть техника, которой сейчас нет в продаже, мебель из Икеи и прочие вещи, доступность которых сейчас ухудшилась.

Тут как с Мерседесом или Вольво, которые, пусть и подержанные, все-таки сильно отличаются от продукции китайского или иранского автопрома.

В-третьих, этот тип покупателей менее склонен к риску. То есть, если при покупке квартиры нужно искать альтернативу, получать разрешение органов опеки или снимать обременение, многим из них (но не всем) это кажется сложной задачей, даже в том случае, если в сделке со всех сторон задействованы риэлторы.

В-четвертых, как это ни парадоксально, некоторые из таких покупательниц наоборот подходят к вопросу покупки более гибко. Например, они не шарахаются от апартаментов, если видят в них какие-либо преимущества относительно традиционных квартир. Их может привлечь тот факт, что многие апартаменты удобнее расположены или, как ни странно, более дешевы не только при покупке. У них более низкая цена владения. Правда, в том случае, если нет управляющей компании, и собственники достаточно организованы, чтобы делать все самостоятельно.

В-пятых, эта категория покупателей более требовательна к эстетической стороне вопроса. Они лучше реагируют на профессиональные фото в рекламе, тоньше чувствуют эстетические и архитектурные несоответствия объекта недвижимости. Иногда плохо воспринимают грязные стекла, более чувствительны к запахам.

Есть и много других отличий, но они уже влияют скорее на саму организацию сделки, чем на спрос.

Нужно ли все это учитывать?

Вышеизложенные особенности восприятия пока влияют скорее на ликвидность объекта. Обычно ликвидность и цена это две разные категории, но сегодня ликвидность это по сути меньшая скидка в цене. То есть, ставить объекты, соответствующие вышеприведенным предпочтениям, выше средних по госпиталю цен бессмысленно. Зато скидку к рекламой цене при этом можно делать существенно меньшую, и в результате продать объект дороже.

Так или примерно так обстоят дела.

Хотите знать больше, следите за телеграммным каналом, подписывайтесь или просто почитайте, что я пишу в этом канале. Думаю, прочитавший все, что в нем написано, «врастет» в рынок не хуже опытного риэлтора. А, если нет времени, плюньте на все это и заходите на консультации.

Удачи!