Найти в Дзене

Отмеченная Смертью. Глава 9.

начало

пред.

В послеобеденный сон Тельзы вторглись сначала образы, а потом и пение, создающее их. Лисария тягуче напевала себе под нос, видимо, занятая работой, и девочка невольно заслушалась.

Не кружи ты вальтур надо мной
Унеси ты злую весть от меня,
Не хочу я знать, что любимый мой
Пал от вражеского меча-а-а.


Тельза хотела спросить, почему в песне просят птицу улететь, но вопрос не успел слететь с губ.
Девочка расслышала мерные шаги, хрустящие под подошвами камешки.
— Лиса! - рассержено воскликнул вернувшийся Садак. — Опять простоволосая сидишь! Ну-ка, приведи себя в порядок. А ты, Зайра, куда смотришь?
— Я не нянька ей, Садак, - безразлично ответила вторая девушка.
Зашуршала ткань, а шаги приблизились к Тельзе и стихли.
— Тельза, не спишь уже?
— Нет, здравствуйте.
Девочка села на своей лежанке и постаралась повернуть голову к собеседнику на голос.
— Как самочувствие? Голова не кружится? Не тошнит?
— Нет! Все в порядке.
— Что же, тогда, думаю, пора проверить твои глаза.
Сердце Тельзы затрепыхалось в груди от волнения. Вот он - момент истины, который определит её дальнейшую жизнь.
Уверенные пальцы мужчины стали распутывать тугие повязки, освобождая лицо. Садак смочил тёплой водой глаза, а девочка сидела, даже боясь вздохнуть, ловя каждое его движение. Мысленно подгоняя и тут же прося не спешить. Её страшила возможная слепота. Только лишившись чего-то, понимаешь, как этим дорожил. Это девочка ещё усвоила, когда хоронила отца. А потеря зрения была для неё сродни собственной смерти.
— Так, - отвлёк Садак Тельзу от тревожных мыслей, — открывай глаза. Не спеши, главное.
Девочка замерла, прислушиваясь к себе. Стук сердца содрогал тело, и ладони потели. Незаметно вытерев их о платье, Тельза набрала полную грудь воздуха, сильно зажмурилась и резко разлепила веки.
Перед глазами заплясали разноцветные круги и вспышки. Все вокруг размывалось, кружилось, качалось. Тельза даже расставила руки, чтобы ненароком не упасть. Она попыталась разглядеть лицо Садака, но вместо этого ощутила жгучую боль, будто ей сыпнули горячей золы в глаза.
Девочка снова зажмурилась.
— Больно, - грустно отозвалась она, - и я не вижу... Ничего не вижу.
Лица коснулась влажная ткань, лекарь промокнул её глаза.
— Не плачь. Ты долго ходила с повязкой. Попробуй ещё раз, - подбадривающе сказал он и сжал колено Тельзы. — Не торопись, дай глазам привыкнуть.
Она уже без всякого замирания открыла глаза, душа в себе остатки надежды. Минуты тянулись в тяжёлом напряженном молчании, но ничего не происходило. Все те же круги и непонятная свистопляска образов перед внутренним взором. Тельза ощущала пытливый взгляд Садака, чувствовала присутствие Зайры и волнение Лисы. Сейчас ей было неприятно такое внимание, противна их жалость. Она хотела, чтобы её оставили одну. Лучше бы бросили девочку умирать в канаве, чем обрекли на такое существование...
Тёмные мысли сменяли одна другую. Тельза настолько погрузилась в них, что не сразу поняла - она не ощущала присутствие людей перед ней, она их видела. В легком сумраке дорожного шатра перед ней на ящике сидел Садак, внимательно ловивший каждое движение девочки. Его цепкий взгляд обострился и замер, когда та просмотрела ему прямо в глаза цвета смородины. Сзади, покусывая кончик локона роскошных светлых волос, стояла Лисария. Тельза сразу поняла, что это именно она, потому что волосы были распущены и спадали каскадом до самой поясницы. Серые глаза уставились на девочку, поймали на себе взгляд и Лиса замерла, отпустив кончик волос. Зайра, теребившая край рукава, почувствовала, что атмосфера изменилась, посмотрела на девочку, изогнула рыжую бровь, хмыкнула и улыбнулась. Так по родному, искренне и тепло. Тельза не сдержала ответной улыбки, а потом залилась таким громких смехом, что упала на кровать. Она была так счастлива. Ещё секунду назад девочка уже стояла на краю пропасти отчаяния, а сейчас душа её взлетела выше небес. В теле ощущалась такая легкость, восторг просто переполнял её.
Тельза бросилась на шею Садаку, крепко сжав в своих объятиях и продолжая смеяться. Он сжал девочку в ответ и неловко отстранился, уступая место подошедшей Лисарии. Та сама сжала подопечную, защебетав звонким голоском:
— А я знала, знала, что все будет хорошо. Садак, ты настоящий волшебник!
— Спасибо, спасибо, - шептала Тельза, глядя на стоявшего рядом мужчину, и слезы текли из её глаз.
— Ну всё-всё, не скачите, как козы, - наиграно грозно пожурил лекарь. — Лиса, тебе ещё параграф учить. И ужин варить. А мне проведать больного в поселении надо. Зайра, проверь наши сборы и травы, что докупить, а что собрать необходимо. Скоро отправимся в столицу.
Помощницы с улыбками беспрекословно направились выполнять задания. Мужчина подошел к небольшому мешку в дальнем углу шатра, собирая часть содержимого к себе в сумку.
— Садак, - волнительно кусая губы, подошла Тельза к лекарю. — Возьмите меня с собой, прошу.
Девочка заметила, как мужчина напрягался и уже готов ей отказать. Она крепко схватила шершавую руку лекаря и заглянула в глаза.
— Прошу! У меня все равно никого нет. Я хочу отплатить за помощь. Я хорошо охочусь, обузой не буду. А если обучите, стану и вам помогать. Не бросайте меня.
Тельза сама не понимая, с силой сжала руку мужчины, продолжая с мольбой во взгляде смотреть на него.
Он нахмурил свои густые брови, отчего взгляд стал ещё темнее. А потом схватил Тельзу за предплечье и вытянул из палатки на свет и, сжав голову девочки руками, уставился на правый глаз.
— Что? Что такое? - напугалась она, пытаясь освободиться, но руки лекаря словно окаменели.
Садак закрыл левый глаз Тельзы ладонью, освободив голову из тисков.
— Ну-ка, скажи, хорошо видишь этим глазом?
— Да...- неуверенно ответила девочка, хмуря брови.
Садак ещё внимательнее пригляделся, щурясь и морща лоб. Нос с горбинкой почти задевал нос Тельзы, настолько близко был лекарь к лицу девочки.
— Надо наблюдать, - наконец выдал он, — правый глаз пострадал больше левого. Так и быть, поедешь с нами. Будешь учить науку врачевания как Лиса, нахлебников не держу.
Тельза кивнула, но облегчения не испытала.
— А можно мне зеркало? - заподозрив неладное, попросила она. Лиса отвернулась и, сделав вид, что не расслышала, уткнулась в потрепанную книжку. Садак тоже лишь поджал губы, пробормотав что-то вроде «не зачем тебе на себя смотреть». Чем ещё больше уверил Тельзу в своей просьбе.
— Дайте зеркало! - неожиданно для самой себя, грозно потребовала девочка. Зайра встретила воинственный взгляд Тельзы и вернулась из шатра с маленьким сверкающим кружочком не больше ладони.
— Держи, - сухо предложила помощница. Тельза взяла прохладное зеркало и заглянула.
К горлу подступил вязкий ком, а губы задрожали. "Нет! Что это! Какой ужас!"

Девочка смотрела в гладкую безразличную поверхность и не узнавала себя. Кожа её лица утратила легкую смуглость, она была такой светлой, что сияла и просвечивала. Все родинки и веснушки пропали. Зато вместо них появилось нечто уродливое. Отвратительный рубец в виде полумесяца справа у глаза от самой брови до щеки, покрытый бугорками и натянутой по краям кожей, выглядел просто чудовищно.
Тельза пригляделась внимательнее к радужке правого глаза. Что-то и там было не так. Да. Внутри, кровавыми всполохами, светились красные крупинки.
Что это за чертово зелье, которым Каталина запустила в неё?! Что оно сотворило с лицом?
Девочка села на бревно у костра, продолжая смотреть в зеркало. Она никогда не была красавицей, как сестры. Но и уродиной не слыла.
— Всё, прекращай, - покровительственно сказала Зайра, выхватывая зеркало. — Думала польют дрянью, а ты умоешься и будешь как новая? Прости, не в сказке живём.
— Зайра, - вмешалась робко Лиса, но та жестом руки велела молчать.
— Нечего себя жалеть. Руки-ноги-голова - все на своих местах. Живая, здоровая девка. Подумаешь, шрам. Со временем он станет меньше и светлее. А ты мудрее, поймёшь, что не в смазливой мордашке дело. Да и не портит он тебя вовсе, поняла? Так что сопли вытирай, я тебе книжки дам сейчас. Сиди, занимайся, коль с нами напросилась.
Девочка, ошарашенная этой тирадой, только и смогла, что кивнуть.

Последующие несколько дней все время бодрствования Зайра занималась с Тельзой. За каких-то пол недели девочке пришлось усвоить столько информации, что голова напоминала чашку с киселем. Но у неё был стимул упорно заниматься. Поэтому Тельза отодвигала жалость к себе и усталость на второй план, продолжая читать очередной рукописный томик или слушая разъяснения помощницы и лекаря.
За это время тело девочки окончательно окрепло, вернулись силы. Тогда-то Садак и дал команду отправляться в путь.

Повозку нагрузили собранными с привала вещами, запрягали двух стареньких кобылок и тронулись.
Садак сидел на козлах, направляя лошадей к избитой дороге. Зайра улеглась подремать в ногах Тельзы и Лисы. А последняя затянула песню, скрашивая поездку:

Не кружи ты вальтур надо мной
Унеси ты злую весть от меня.
Не хочу я знать, что любимый мой
Пал от вражеского меча-а-а.

Коль узнаю я, что погиб родной
Не смогу прожить и дня.
Я пойду на утёс, оттолкнусь от него
Чтоб познать полёт вальтура-а-а.

след.