Киноиндустрия всегда была тесно связана с литературой, многие популярные фильмы с высокой оценкой от зрителей – экранизации не менее успешных книг. Ведь в случае с «зашедшей» историей это не только готовый сценарий, но и фанатская база. Только самый ленивый не посмотрит экранизацию своей любимой книги. Но как проходит процесс трансформации «со страниц книги в кино»? Расскажем в нашем материале.
Какой должна быть книга, чтобы заинтересовать кинематографа?
Ответ на этот вопрос дала главный редактор «ЛитРес: Издательство» Ася Гасымова.
Девушка уточнила, что в наше время создано всё возможное. Удержать внимание зрителя можно лишь чем-то необычным, поэтому первое, на что смотрит продюсер — общая уникальность идеи книги. Кроме того, важная составляющая — язык, которым написана книга.
«По пути к сценарию книга может потерять до 95% своего исходного текста. Язык кино не терпит прилагательных, причастий, то есть того, что нельзя трансформировать в действие и показать на экране», — объяснила эксперт.
Конечно, больше всего шансов у книг, которые стали бестселлером. Как правило, читатели хотят видеть любимых героев на экранах, следят за всеми новостями, создают собственные фандомы. А это хорошая поддержка, как для автора книги, так и для режиссёра.
Писатель VS режиссёр
Отношения с авторами книги у кинематографистов складываются по-разному. Не так сложно, когда писателя давно нет в живых, а вот при живом авторе договориться можно на разных условиях — например, создатели фильма обязуются с ним консультироваться или, наоборот, запрещают вмешиваться в процесс. Есть случаи, когда автор был возмущён тем, как изменяли его сюжет, и активно препятствовал выходу фильма, несмотря на мировое имя режиссёра.
Например, для многих из нас «Мэри Поппинс» Диснея – дорогое сердцу детское воспоминание. Но для автора книги, Памелы Трэверс, экранизация стала чем-то вроде пощёчины. Несмотря на согласованный сценарий, многие правки Трэверс проигнорировали. Женщина выступала категорически против анимационных вставок в фильме, также она не оценила то, как была преуменьшена строгая сторона Мэри Поппинс. После нескольких напряжённых встреч Трэверс всё же одобрила сценарий. На премьере 65-летняя писательница плакала большую часть фильма и решительно запретила Диснею прикасаться к её остальным книгам. Позже противостояние Уолта Диснея и Памелы Трэверс стало идейным вдохновением даже для нового фильма «Спасти мистера Бэнкса».
Безусловно, не все случаи так печальны — общеизвестно, что во время съемок «Гарри Поттера» Джоан Роулинг была в восторге от выбранных актеров и много помогала им с проработкой персонажей.
ТОП-5 лучших фильмов-экранизаций книг
Спор о том, что лучше прочитать книгу или посмотреть фильм — вечен. На наш взгляд, лучший вариант — прочитать книгу, а уже потом посмотреть кино. Так можно сравнить нарисованные своей фантазией образы с их реализацией от режиссёров и актёров. По мнению зрителей онлайн-кинотеатра «Кинопоиск», лучшими экранизациями стали:
- Гордость и предубеждение (1995г.), режиссёр Саймон Лэнгтон
- Война и мир (2006г.), режиссёр Том Харпер
- Великий Гетсби (2013г), режиссёр Баз Лурман
- Герцогиня (2008г.), режиссёр Сол Дибб
- Ещё одна из города Болейн (2008г.), режиссёр Джастин Чадвик
- Глубокое синее море (2011г.), режиссёр Теринс Дэвис
Кино — коллективное искусство, в котором задействованы десятки, а бывает и сотни человек. От каждого в равной степени зависит успех реализации фильма. На стадии «а что снимать?» один из важных пунктов — сюжет интересной и популярной книги. Важный критерий съёмки хорошего фильма — взаимопонимание между двумя творческими коллективами писателя и режиссёра. Только при этом условии любимые книжные герои попадут на экраны и заслужат зрительские симпатии.
Кристина Михалева