Найти тему

В Самару! Усадьба с "госпиталем и аптекой" Оренбургской экспедиции - созданными воображением

Историческая усадьба, протянувшаяся через весь восьмой квартал и, соответственно, имеющая двойной адрес –ул Алексея Толстого,27/ ул. Степана Разина, 30 в реестре ОКН до недавнего времени значилась как «Госпиталь с аптекой».

ул. Алексея Толстого, 27.
ул. Алексея Толстого, 27.

Подразумевалась, что здания медицинского назначения входили в комплекс строений знаменитой Оренбургской экспедиции, занимавшейся поиском новых торговых путей с Хивой, Бухарой и Индией, а так же открытием мест рудных ископаемых и изучением малоизвестных земель. Помимо «госпиталя с аптекой», самарскую штаб-квартиру экспедиции наделили гостиным двором, коммерческим училищем, домовой церковью, каторжной пересыльной тюрьмой, отдельными домами начальства и целым набором присутственных мест.

Дом по соседству (Алексея Толстого,29), позже снесенный, принадлежал Александре Петровне Алабиной-Щербачевой. В нем Щербачевы жили, здесь же находилась архитектурная мастерская
Дом по соседству (Алексея Толстого,29), позже снесенный, принадлежал Александре Петровне Алабиной-Щербачевой. В нем Щербачевы жили, здесь же находилась архитектурная мастерская

Надо сказать, что «культурную струю» экспедиция действительно привнесла – здесь переводились с восточных языков книги, собирался фольклор местных народов и составлялся первый «Российско-татаро-калмыцкий словарь». Именно Оренбургская экспедиция открыла в Самаре первые школы - готовившую писарей и школа для калмыков и татар, возглавляемая «студентом калмыцкого языка» Иваном Ерофеевым – но для жизни и работы сотрудникам служили вовсе не добротные каменные здания, а съемные обывательские избы, что, согласно отчетам, «совсем не способствовало соблюдению порядка делопроизводства, и было не без утеснения». Однако поскольку в любой легенде присутствует доля истины – хочется верить, что Оренбургская экспедиция действительно «квартировала» в районе нынешней Хлебной площади и границах улиц Степана Разина и Алексея Толстого.

Усадьба Никонова-Вальдовского шла через весь 8-й квартал
Усадьба Никонова-Вальдовского шла через весь 8-й квартал

Документально подтвержденная история усадьбы прослеживается с 1866-го года, когда купеческий сын Иван Иванович Никонов получил в городской Управе разрешение на строительство каменных служб. На приложенном к прошению плане застройки уже обозначены существующие одноэтажный каменный дом, каменная баня и деревянные службы. В 1876-м году владельцем стал самарский первой гильдии купец Федор Иванович Никонов, скупивший к тому времени несколько усадеб в квартале. В 1878-м году Федор Иванович пристроил, в соответствии с полученным разрешением, парадное крыльцо к существующему дому и возвел каменную прачечную, а в 1901-м году продал усадьбу потомственному дворянину Брониславу Владимировичу Вальдовскому-Варганеку.

Степана Разина, 30. Отличный образец "фоновой исторической застройки"
Степана Разина, 30. Отличный образец "фоновой исторической застройки"

О покупателе известно только то, что происходил из небогатых помещиков Волынской губернии. Поселившись в Самаре, вошел в число прихожан Римско-католического прихода Пресвятого сердца Иисуса.

Интерьер одной из нынешних квартир дома на Степана Разина,30
Интерьер одной из нынешних квартир дома на Степана Разина,30

Кроме того, был отцом знаменитого астраханского архитектора – Виктора Брониславовича Вальдовского-Варганека. Получивший образование в Одесской рисовальной школе, затем в Высшем Московском училище живописи, ваяния и зодчества, по окончании учебы приказом астраханского губернатора был утвержден «архитектором Управления калмыцким народом» и назначен младшим архитектором Астраханского губернского правления В Астрахани Виктор Вальдовский, прозванный «принцем модерна», был тем же, что в Самаре Александр Щербачев и внес большой вклад в формирование архитектурного образа города. Отношения Виктора с отцом были сложными – из-за ранней женитьбы против его воли.

Астраханский архитектор Виктор Брониславович Вальдовский-Варганек
Астраханский архитектор Виктор Брониславович Вальдовский-Варганек

Вступив во владение усадьбой, Вальдовский-старший сразу же подал в Управу прошение о разрешении на новое строительство. К 1904-му году в ведомостях по оценке его недвижимого имущества значились двухэтажные каменные с подвалами дома по улицам Казанской (Алексея Толстого) и Вознеснской (Степана Разина), а так же еще два двухэтажных и один трехэтажный дома во дворе с кладовыми, прачечными, конюшнями и каретником!

Часть здания в настоящее время разрушена, часть декоративного убранства утрачена.
Часть здания в настоящее время разрушена, часть декоративного убранства утрачена.

Часть строений мы можем видеть и сегодня – в глубине двора между двумя улицами находится протяженный оштукатуренный двухэтажный кирпичный дом, в советское время надстроенный третьим этажом, со стороны ул Степана Разина усадьба представлена еще одним довольно симпатичным - даже несмотря на неухоженность - особнячком, выстроенным по «образцовому» проекту. Центр симметричного фасада выделен полуциркульной аттиковой стенкой с лепным картушем и рустованными пилястрами, в уровне второго этажа вывешен балкон. Пилястрами фланкированы и углы фасада. Оконные проемы с лучковыми перемычками обрамлены гладкими наличниками, поле подоконного парапета второго этажа декорировано прямоугольными нишами, заполненными фигурной выкладкой. Под образованным кирпичными выпусками венчающим карнизом проходит пояс прямоугольных ниш.

Балкон на металлических кронштейнах вывешен по крайней восьмой оси здания
Балкон на металлических кронштейнах вывешен по крайней восьмой оси здания

Главное здание обширной усадьбы с фасадом, решенным в стиле неоренессанса, располагается со стороны ул. Алексея Толстого. Над отделанным белым камнем цоколем поднимается рустованный первый этаж, угловые и простеночные «граненые» рустованные пилястры проходят по всей высоте здания. Полуциркульные окна первого этажа увенчаны замковыми камнями, второго – оформлены архивольтами, «опирающимися» на междуоконные пилястры профилированными тягами и фигурными филенками.

-9

Подоконный и междуэтажный карнизы разделены поясом прямоугольных ниш между пилястрами, венчающий карниз выполнен из профилированных тяг. Дополняли композицию решенные в той же стилистике въездные ворота на усадьбу с правой стороны главного фасада.

-10

В том же 1904-м году Бронислав Владимирович Вальдовский-Варганек свою «свежеотстроенную» усадьбу продал самарскому мещанину Андрею Константиновичу Ушанову – старообрядцу, активному члену совета общины так называемого «Поморского законобрачного согласия». Усадьба больше не достраивалась и не «дробилась», оставаясь в собственности последнего владельца до муниципализации в 1919-м году. Судьба бывших владельцев неизвестна.

мемориальная доска на здании торгово-промышленной биржи в Астрахани
мемориальная доска на здании торгово-промышленной биржи в Астрахани

Что касается астраханского архитектора Виктора Брониславовича Вальдовского – после революции остался и продолжил работу в городе. В тяжелом 1919-м году, пытаясь спасти своих сотрудников, задержанных за участие в антибольшевистском митинге, сам попал в «Список буржуев, подлежащих расстрелу». На обороте «списка» имеется роспись: “Приговор приведен в исполнение 1919 г. 15 марта”.

использованные в статье фото взяты из открытых источников в интернете