Историческая усадьба, протянувшаяся через весь восьмой квартал и, соответственно, имеющая двойной адрес –ул Алексея Толстого,27/ ул. Степана Разина, 30 в реестре ОКН до недавнего времени значилась как «Госпиталь с аптекой».
Подразумевалась, что здания медицинского назначения входили в комплекс строений знаменитой Оренбургской экспедиции, занимавшейся поиском новых торговых путей с Хивой, Бухарой и Индией, а так же открытием мест рудных ископаемых и изучением малоизвестных земель. Помимо «госпиталя с аптекой», самарскую штаб-квартиру экспедиции наделили гостиным двором, коммерческим училищем, домовой церковью, каторжной пересыльной тюрьмой, отдельными домами начальства и целым набором присутственных мест.
Надо сказать, что «культурную струю» экспедиция действительно привнесла – здесь переводились с восточных языков книги, собирался фольклор местных народов и составлялся первый «Российско-татаро-калмыцкий словарь». Именно Оренбургская экспедиция открыла в Самаре первые школы - готовившую писарей и школа для калмыков и татар, возглавляемая «студентом калмыцкого языка» Иваном Ерофеевым – но для жизни и работы сотрудникам служили вовсе не добротные каменные здания, а съемные обывательские избы, что, согласно отчетам, «совсем не способствовало соблюдению порядка делопроизводства, и было не без утеснения». Однако поскольку в любой легенде присутствует доля истины – хочется верить, что Оренбургская экспедиция действительно «квартировала» в районе нынешней Хлебной площади и границах улиц Степана Разина и Алексея Толстого.
Документально подтвержденная история усадьбы прослеживается с 1866-го года, когда купеческий сын Иван Иванович Никонов получил в городской Управе разрешение на строительство каменных служб. На приложенном к прошению плане застройки уже обозначены существующие одноэтажный каменный дом, каменная баня и деревянные службы. В 1876-м году владельцем стал самарский первой гильдии купец Федор Иванович Никонов, скупивший к тому времени несколько усадеб в квартале. В 1878-м году Федор Иванович пристроил, в соответствии с полученным разрешением, парадное крыльцо к существующему дому и возвел каменную прачечную, а в 1901-м году продал усадьбу потомственному дворянину Брониславу Владимировичу Вальдовскому-Варганеку.
О покупателе известно только то, что происходил из небогатых помещиков Волынской губернии. Поселившись в Самаре, вошел в число прихожан Римско-католического прихода Пресвятого сердца Иисуса.
Кроме того, был отцом знаменитого астраханского архитектора – Виктора Брониславовича Вальдовского-Варганека. Получивший образование в Одесской рисовальной школе, затем в Высшем Московском училище живописи, ваяния и зодчества, по окончании учебы приказом астраханского губернатора был утвержден «архитектором Управления калмыцким народом» и назначен младшим архитектором Астраханского губернского правления В Астрахани Виктор Вальдовский, прозванный «принцем модерна», был тем же, что в Самаре Александр Щербачев и внес большой вклад в формирование архитектурного образа города. Отношения Виктора с отцом были сложными – из-за ранней женитьбы против его воли.
Вступив во владение усадьбой, Вальдовский-старший сразу же подал в Управу прошение о разрешении на новое строительство. К 1904-му году в ведомостях по оценке его недвижимого имущества значились двухэтажные каменные с подвалами дома по улицам Казанской (Алексея Толстого) и Вознеснской (Степана Разина), а так же еще два двухэтажных и один трехэтажный дома во дворе с кладовыми, прачечными, конюшнями и каретником!
Часть строений мы можем видеть и сегодня – в глубине двора между двумя улицами находится протяженный оштукатуренный двухэтажный кирпичный дом, в советское время надстроенный третьим этажом, со стороны ул Степана Разина усадьба представлена еще одним довольно симпатичным - даже несмотря на неухоженность - особнячком, выстроенным по «образцовому» проекту. Центр симметричного фасада выделен полуциркульной аттиковой стенкой с лепным картушем и рустованными пилястрами, в уровне второго этажа вывешен балкон. Пилястрами фланкированы и углы фасада. Оконные проемы с лучковыми перемычками обрамлены гладкими наличниками, поле подоконного парапета второго этажа декорировано прямоугольными нишами, заполненными фигурной выкладкой. Под образованным кирпичными выпусками венчающим карнизом проходит пояс прямоугольных ниш.
Главное здание обширной усадьбы с фасадом, решенным в стиле неоренессанса, располагается со стороны ул. Алексея Толстого. Над отделанным белым камнем цоколем поднимается рустованный первый этаж, угловые и простеночные «граненые» рустованные пилястры проходят по всей высоте здания. Полуциркульные окна первого этажа увенчаны замковыми камнями, второго – оформлены архивольтами, «опирающимися» на междуоконные пилястры профилированными тягами и фигурными филенками.
Подоконный и междуэтажный карнизы разделены поясом прямоугольных ниш между пилястрами, венчающий карниз выполнен из профилированных тяг. Дополняли композицию решенные в той же стилистике въездные ворота на усадьбу с правой стороны главного фасада.
В том же 1904-м году Бронислав Владимирович Вальдовский-Варганек свою «свежеотстроенную» усадьбу продал самарскому мещанину Андрею Константиновичу Ушанову – старообрядцу, активному члену совета общины так называемого «Поморского законобрачного согласия». Усадьба больше не достраивалась и не «дробилась», оставаясь в собственности последнего владельца до муниципализации в 1919-м году. Судьба бывших владельцев неизвестна.
Что касается астраханского архитектора Виктора Брониславовича Вальдовского – после революции остался и продолжил работу в городе. В тяжелом 1919-м году, пытаясь спасти своих сотрудников, задержанных за участие в антибольшевистском митинге, сам попал в «Список буржуев, подлежащих расстрелу». На обороте «списка» имеется роспись: “Приговор приведен в исполнение 1919 г. 15 марта”.
использованные в статье фото взяты из открытых источников в интернете