Чили, военный переворот, устроенный не без помощи вездесущих американцев. В суматохе первых дней нового режима странным образом исчезает Чарли Хорман, американец, твёрдо верящий в свободу слова. Спустя некоторое время к поискам безутешной невесты Чарли присоединяется Эд Хорман, отец пропавшего, как и сын, твёрдо верящий в демократию.
Муторное хождение по инстанциям в поисках пропавшего вскоре откроет обоим глаза. Не только на то, что исчезновение было вовсе не странным. Но и на то, что вещи, в которые эти люди верят – совсем не такие, как хотелось бы. И реальность гораздо более жестока.
Пока Оливер Стоун ещё не занял титул главного специалиста по «политическому» кино, он принадлежал греку Коста-Гаврасу, который во Франции осуществлял выдающиеся произведения по мотивам реальных событий. И первый же фильм, на который он был приглашён в Голливуд оказался как раз, что называется, его материалом.
Экранизация книги Томаса Хаузера «Казнь Чарльза Хормана: Американское жертвоприношение», пожалуй, оставляет наилучшее впечатление в жанре фильмов, которые можно было бы окрестить как «журналисты на войне». Как это часто бывает, там, где у соотечественников вышла бы банальность, специалист из Европы творит чудеса.
Коста-Гаврас вместе с малоизвестным оператором Рикардо Ароновичем и дуэтом главных актёров создают на удивление динамичное действие. Сюжет не тонет в малопонятных для непосвящённого зрителя перепетиях обстоятельств политики и заговоров. В этом, порой, сложности с фильмами про журналистов – журналисты в исследуемом предмете разбираются, массовый зритель – нет. В случае же с «Пропавшим без вести» мы словно присоединяемся к чете Хорманов в расследовании, когда они по крупицам восстанавливают хронику последних дней Чарли, пытаясь понять, что же могло стать причиной исчезновения.
И в этом Коста-Гаврас убивает сразу двух зайцев – одновременно лучше сводит нас главными героями – а параллельно вводит и зрителя в исторический контекст обстоятельств. Для сравнения – любой фильм про журналиста на войне вышедший раньше («Фальшивка») или позже («Под огнём») непременно тыкал пальцем в хороших парней, а пока герои бегали под пулями, зритель запоздало вникал в происходящее.
Чем ещё хорош «Пропавший без вести» - так это смелостью, которая могла быть только у постороннего человека – то бишь, не из голливудской индустрии. Хотя трагическая история Чарли Хормана претерпела некоторые изменения, она вышла куда более «политически острой» нежели схожие фильмы. Самое главное же здесь то, что Коста-Гаврасу удалось выйти как раз за рамки сюжета «журналист в горячей точке» и поднять повествование на общечеловеческий уровень.
Ведь до и после национальность героя либо его удостоверение журналиста было своего рода сюжетной бронёй – и как бы не приходилось лихо бегать под пулями, или вжиматься в стены от взрывов – не оставляла уверенность в том, что персонаж вернётся восвояси дабы открыть миру правду. В случае же с данной историей пред кровавым режимом оказались равны все.
И речь на сей раз идёт не о каких-то абстрактных или реальных «смуглых с автоматами», угрожающих всему сущему. Главным воплощением зла оказываются те, по мановению руки которых был запущен страшный механизм войны. Сильное кино. Джек Леммон в те моменты, где его персонаж обнаруживает под кожей безразличного ко всему бизнесмена свою человечность – просто феноменален. К просмотру обязательно.
А что вы думаете о фильме? Поделитесь своим мнением в комментариях.