Найти в Дзене
Фильманьяк

Пропавший без вести (1982) - душещипательная история случайной жертвы политических интриг, основанная на реальных событиях

Проснуться, чтобы узнать, что твой рай скоро превратится в ад.
Проснуться, чтобы узнать, что твой рай скоро превратится в ад.
Чили, военный переворот, устроенный не без помощи вездесущих американцев. В суматохе первых дней нового режима странным образом исчезает Чарли Хорман, американец, твёрдо верящий в свободу слова. Спустя некоторое время к поискам безутешной невесты Чарли присоединяется Эд Хорман, отец пропавшего, как и сын, твёрдо верящий в демократию.
Как там говаривал Черчилль: кто в молодости не был либералом, у того нет сердца.
Как там говаривал Черчилль: кто в молодости не был либералом, у того нет сердца.

Муторное хождение по инстанциям в поисках пропавшего вскоре откроет обоим глаза. Не только на то, что исчезновение было вовсе не странным. Но и на то, что вещи, в которые эти люди верят – совсем не такие, как хотелось бы. И реальность гораздо более жестока.

Белая лошадь символом смерти проносится по улицам.
Белая лошадь символом смерти проносится по улицам.

Пока Оливер Стоун ещё не занял титул главного специалиста по «политическому» кино, он принадлежал греку Коста-Гаврасу, который во Франции осуществлял выдающиеся произведения по мотивам реальных событий. И первый же фильм, на который он был приглашён в Голливуд оказался как раз, что называется, его материалом.

Эд поначалу не понимает негодования невестки, которая уже обила все пороги инстанций.
Эд поначалу не понимает негодования невестки, которая уже обила все пороги инстанций.

Экранизация книги Томаса Хаузера «Казнь Чарльза Хормана: Американское жертвоприношение», пожалуй, оставляет наилучшее впечатление в жанре фильмов, которые можно было бы окрестить как «журналисты на войне». Как это часто бывает, там, где у соотечественников вышла бы банальность, специалист из Европы творит чудеса.

Пока герои ищут Чарли им внаглую ставят прослушку телефонов.
Пока герои ищут Чарли им внаглую ставят прослушку телефонов.

Коста-Гаврас вместе с малоизвестным оператором Рикардо Ароновичем и дуэтом главных актёров создают на удивление динамичное действие. Сюжет не тонет в малопонятных для непосвящённого зрителя перепетиях обстоятельств политики и заговоров. В этом, порой, сложности с фильмами про журналистов – журналисты в исследуемом предмете разбираются, массовый зритель – нет. В случае же с «Пропавшим без вести» мы словно присоединяемся к чете Хорманов в расследовании, когда они по крупицам восстанавливают хронику последних дней Чарли, пытаясь понять, что же могло стать причиной исчезновения.

Местные чиновники проявляют недюжинную сообразительность в выдумывании новых версий исчезновения Чарли.
Местные чиновники проявляют недюжинную сообразительность в выдумывании новых версий исчезновения Чарли.

И в этом Коста-Гаврас убивает сразу двух зайцев – одновременно лучше сводит нас главными героями – а параллельно вводит и зрителя в исторический контекст обстоятельств. Для сравнения – любой фильм про журналиста на войне вышедший раньше («Фальшивка») или позже («Под огнём») непременно тыкал пальцем в хороших парней, а пока герои бегали под пулями, зритель запоздало вникал в происходящее.

Поиски приводят даже в морг, забитый телами до отказа.
Поиски приводят даже в морг, забитый телами до отказа.

Чем ещё хорош «Пропавший без вести» - так это смелостью, которая могла быть только у постороннего человека – то бишь, не из голливудской индустрии. Хотя трагическая история Чарли Хормана претерпела некоторые изменения, она вышла куда более «политически острой» нежели схожие фильмы. Самое главное же здесь то, что Коста-Гаврасу удалось выйти как раз за рамки сюжета «журналист в горячей точке» и поднять повествование на общечеловеческий уровень.

Если бы только он знал, что произошло на стадионе ранее...
Если бы только он знал, что произошло на стадионе ранее...

Ведь до и после национальность героя либо его удостоверение журналиста было своего рода сюжетной бронёй – и как бы не приходилось лихо бегать под пулями, или вжиматься в стены от взрывов – не оставляла уверенность в том, что персонаж вернётся восвояси дабы открыть миру правду. В случае же с данной историей пред кровавым режимом оказались равны все.

За роль Эда Хормана Джек Леммон был восьмой раз подряд номинирован на Оскар.
За роль Эда Хормана Джек Леммон был восьмой раз подряд номинирован на Оскар.

И речь на сей раз идёт не о каких-то абстрактных или реальных «смуглых с автоматами», угрожающих всему сущему. Главным воплощением зла оказываются те, по мановению руки которых был запущен страшный механизм войны. Сильное кино. Джек Леммон в те моменты, где его персонаж обнаруживает под кожей безразличного ко всему бизнесмена свою человечность – просто феноменален. К просмотру обязательно.

А что вы думаете о фильме? Поделитесь своим мнением в комментариях.