Найти тему
Фильманьяк

Фальшивка (1981) - снятое на фоне реальных военных пейзажей кино о неописуемости войны

Чем больше Лашен наблюдает происходящее, тем меньше понимает, как это описать.
Чем больше Лашен наблюдает происходящее, тем меньше понимает, как это описать.
Журналист Георг Лашен отправляется в Бейрут во время гражданской войны в Ливане – то ли в жажде погони за сенсацией, то ли в стремлении сбежать подальше от войны, бушующей у него дома, ибо брак стал в тягость – череда секса и ссор всё больше вносит неопределённости в ощущение Лашеном собственной жизни. Как он сам говорит в начале – его беспокоит не то, что вся жизнь в один момент может оказаться фальшивкой, а то, что он этого даже не заметит.
Фотографии, приоткрывающие истину, становятся среди журналистов предметом торгов.
Фотографии, приоткрывающие истину, становятся среди журналистов предметом торгов.

На момент съёмок Гражданская война в Ливане даже и не собиралась прекращаться, отчего хоть съёмки и велись в «мирных» районах, но аутентичность пейзажей была предельно высока. Собственно, они – главное действующее лицо этого фильма, как живое свидетельство происходивших в те годы событий.

Проведённое в Бейруте время станет для героя чередой разочарований.
Проведённое в Бейруте время станет для героя чередой разочарований.

Герой Бруно Ганца подбирается к верхам, задаёт провокационные вопросы, но его симпатии, кажется, предопределены. Большую часть фильма герой пытается найти новое пристанище у своей давней возлюбленной, которая стала уже более дальновидной. А самые ключевые для понимания замысла данного произведения сцены происходят ближе к финалу, когда происходящее становится уже предельно монотонным.

Момент, когда герой впервые призадумывается - писать ли о фактах или собственных впечатлениях?
Момент, когда герой впервые призадумывается - писать ли о фактах или собственных впечатлениях?

И, безусловно, эти эпизоды наверняка оказывают куда более сильное воздействие со страниц книги Николаса Борна, которая была взята за основу сценария. Хотя Бруно Ганц и хорош, но как-то… То ли сценарий, то ли то, как режиссёр Фолькер Шлёндорф решил выстраивать повествование – но показалось, что толком передать, о чём переживает журналист, и как с ним случается прозрение – не вышло.

Фильм так же известен под названием "Порочный круг".
Фильм так же известен под названием "Порочный круг".

Случайно оказавшийся втянутым в происходящие в стране процессы, он наконец-то понимает ту зияющую бескрайнюю пропасть, что отделяет читателя статьи от непосредственных событий, что в них описывается. И ощущает эту тщетность сам, физически, понимая, что его работа по своей сути больше подъём чувств читателя, нежели беспристрастное свидетельство творящейся в мире несправедливости. Рекомендовать тяжело, кино, которое по идее, должно шокировать, как-то не пробивает на эмоции вовсе.

А что вы думаете о фильме? Поделитесь своим мнением в комментариях.